Rusimpex 

Теория и практика.

Rusimpex 

Конец раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте


ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Вопросы современной таможенной практики, в частности, таможенного администрирования при прямых иностранных инвестициях, определения и заявления таможенной стоимости ввозимых в Россию товаров обсуждались в Санкт-Петербурге на конференции по таможенным вопросам. Она была организована Комитетом европейского делового клуба в РФ по транспортным и таможенным вопросам. В конференции приняли участие представители ФТС России, Северо-Западного таможенного управления, члены Национальной ассоциации таможенных брокеров, участники ВЭД. Участниками по итогам работы принято решение обобщить высказанные в ходе заседаний предложения участников ВЭД, направленные на оптимизацию процедур таможенного оформления в рамках действующего ТК РФ и в целях расширения международной торговли. Их решено направить в профильные министерства.
После конференции заместитель руководителя ФТС России Юрий АЗАРОВ дал эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.

- Юрий Федорович, в чем смысл подобным мероприятий, чем для таможенников интересны встречи с представителями деловым кругов?

- Смысл и принцип таких контактов один - не отрываться от тех, с кем ты работаешь, учитывать интересы бизнеса. Мы сегодня пришли к той стадии развития таможенной службы в Российской Федерации, когда наконец должны на практике реализовать провозглашенный лозунг о том, что мы - служба, обслуживающая бизнес, а не структура, которая занимается только администрированием. С учетом этого мы, конечно, должны знать точки зрения бизнеса на нашу работу, на законодательство, которым руководствуемся и мы, и они- ибо находимся в одном правовом поле. А также на ошибки, которые допускаются и участниками ВЭД, и таможенниками. Без постоянного общения эти вопросы прояснить сложно. Как и трудно реализовать провозглашенный лозунг. Так что такие встречи - бесценны. Более того: сегодня участники ВЭД начали свой доклад с критической оценки нашей деятельности в вопросе оценки действий по определению таможенной стоимости. И не просто с критики, а с анализа: в чем, с их точки зрения, состоят ошибки таможенных органов. Приведена и судебная практика. Соответственно это сигнал для таможенной службы. Мы должны на него отреагировать и внести какие-то коррективы.

- Из выступлений складывается впечатление, что сейчас участникам ВЗД, импортерам, стало легче занижать таможенную стоимость товаров, я таможня ничего не может противопоставить?

- Нет, это не так. Существует институт корректировок таможенной стоимости, более глубокой проверки, при котором могут последовательно применяться все шесть методов определения таможенной стоимости товара. От первого, наиболее простого, где в основе лежит контрактная стоимость товара, до углубления ееоценки. Это все осталось. Более того: такой подход продиктован международными стандартами, от которых мы не отступаем. Это не некая особенность российской таможни, таков общемировой подход. Здесь нужно учитывать, что проблемы определения таможенной стоимости товара стоят не только у нас, в России: это конфликт интересов вполне естественный, ибо бизнесу нужно заявить как можно низкую стоимость и, соответственно, заплатить меньше таможенных платежей в бюджет, не только России. Таможня же, в свою очередь, должна найти основания объективно оценить стоимость и взять столько, сколько положено.

- В чвм же тогда проблема? Есть система рекомендательных писем, на основе которым таможни делают расчеты по определению таможенном стоимости?

- Мы должны ориентировать наши таможенные органы по тем или иным товарам и определению таможенной стоимости. Это нормально, и все это понимают. Проблема в другом: участники ВЭД обращают наше внимание на то, что сотрудники таможен, в силу психологии, возможно, по-прежнему исходят из принципа: "что им скажут сверху, то они и сделают". Они же должны подходить к этим письмам как к рекомендациям, и таможенную стоимость каждого конкретного товара рассматривать и определять, исходя из специфики и особенностей, скажем так, условий сделки, заключения контракта.
Конечно, таможеннику проще взять "под козырек" и сказать: "Мне рекомендовали, я так и делаю". Потом может быть проигрыш в суде. Поскольку упомянутые рекомендательные письма - не нормативный акт. Мы даем ориентировку таможеннику, как он должен действовать. Зачастую он считает, что ему безопаснее взять "по максимуму". Между тем у таможенника есть право, в соответствии с законом, если он сомневается "по первому методу", при анализе по условиям контракта он может последовательно применить второй, третий, четвертый методы определения таможенной стоимости. Участники ВЭД ничего против такой последовательности не имеют. Их возражения вызваны другим: минуя последовательность, зачастую обращаются сразу к "шестому методу".

- В своем выступлении вы сказали, что будут усиливаться таможенные посты. В том числе и m Северо-Западе?

- Таможенный пост можно сравнить с райотделом милиции. Есть управление, например, по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а райотдел - подразделение, где все в основном и делается. Так вот, основной контакт участника ВЭД и таможенника про исходит в основном на посту, независимо от того, где он расположен - на терминале или в здании таможни. По новому кодексу это основной орган. Потому и на Северо-Западе, и в других регионах России мы будем последовательно вести работу по усилению таможенных постов с точки зрения улучшения структуры их размещения, особенно там, где идут наибольшие потоки товаров. Речь идет в первую очередь об усилении структуры. Прежде всего кадрами. Сегодня есть необходимость перебросить сотрудников из аппаратов на посты, поскольку сегодня как раз на них ложится основная нагрузка.

- Как вы оцениваете состояние железнодорожных пунктов пропуска на Северо-Западе? Отзывы, скажем так, очень разные и в большинстве негативные.

- Одно могу сказать: обустройство железнодорожных пунктов пропуска сегодня практически повсеместно отстает от требований времени. Их слабая обустроенность не позволяет нам быстрее оформлять товар, и в то же время трудно обеспечить его безопасность. Сейчас вопросы ее соблюдения так же выходят на первый план. Потому обустройство железнодорожных переходов - очень больной вопрос.
В настоящее время у нас идет перераспределение функций. Таможенные органы занимаются обустройством автомобильных пунктов пропуска. И я могу сказать: в зоне Северо-Запада мы имеем самые современные, отвечающие мировым требованиям автомобильные пункты пропуска. Вот это - построено нами. Сейчас эту работу мы начинаем вести по южным границам - с Украиной, Казахстаном. Что же касается обустройства железнодорожных пунктов пропуска - это задача МПС. И тут уже встает вопрос денег. В настоящее время государством отрабатываются различные варианты программы обустройства границы. Под нее концентрируются определенные средства, в том числе и под флагом Федеральной пограничной службы. Отмечу, что, хотя за железнодорожные пункты пропуска мы не отвечаем, их проблемы в том числе ложатся и на нас.

- Как будут развиваться порты на Свверо-Заваде России? Есть различные подходы, разные предложения?

- Уверен, что порты на Северо-Западе будут развиваться. В этом одна из возможностей выхода из положения. Сегодня через регион постоянно растет грузопоток. Он такой, что мы, даже на суперсовременных автомобильных пунктах пропуска, его "не перевариваем". Выход из положения вижу в развитии системы "Зеленого коридора", расширении сопряженности наших информационных систем с аналогичными в государствах ЕС. Когда начнем работать в "едином поле", нам не нужно будет дублировать ряд процедур уже проведенных "на той стороне". Но для этого нужно состыковать информационные системы, соответствен но нужны международные соглашения в данной сфере Будущее - за этим. Мы активно занимаемся данным! вопросами.
ЕС так же серьезно работает над ними. В частности, над информационными таможенными системами, которые помогут нам снять очень многие проблемы, связанные с перемещением товаров между Калининградом и остальной частью России. Кстати, к проекту "Зеленый коридор", реализующемуся на российско-финляндской границе, проявляют интерес многие государства. На встрече таможенников России и ЕС в Мадриде бизнес очень активно интересовался этой системой. Так что соглашения, которые заключены с рядом Скандинавских государств в рамках проекта "Зеленый коридор", привлекли внимание очень многих. За этим - будущее, и мы будем работать в этом направлении.

- В чем смысл подобным конференций для участников ВЭД?

- Хотел бы отметить, что новый Таможенный кодекс - документ переходного периода, который действует в период как правовой, так и административной реформы, которые затрагивают в том числе и таможенные органы. В этих условиях непросто работать и нам, и бизнесу. Для него, на мой взгляд, очень важно получить информацию о том, что происходит на местах. Так что значение подобных встреч трудно переоценить - это рабочий обмен информацией и обсуждение конкретных ситуаций. Полученные на таких встречах сведения, в свою очередь, помогают таможенным органам вырабатывать поправки как в кодекс, так и в другие нормативные акты, которые регулируют практическую деятельность и правоприменительную практику.
Европейский деловой клуб давно и эффективно сотрудничает с ФТС России. Мы ведем открытый рабочий диалог. Руководство таможенных органов оперативно откликается на перегибы на местах, если таковые возникают, и оказывает соответствующее содействие в устранении проблем. В ходе таких конференций руководство ФТС России подпитывается информацией, получаемой непосредственно от участников ВЭД. Стоит подчеркнуть, что на подобные встречи ходят добросовестные бизнесмены, занимающиеся легальными внешнеторговыми операциями.
- Устраивает ли участников ВЭД существующий механизм сбора информации и система "обратной связи"?
- Думаю, не на сто процентов. Поскольку наблюдаются некие тормозящие процессы, связанные с административной реформой. Мы совсем недавно, например, получили информацию о том, что окончательно сформирован состав и определена структура ФТС России. Было много перемещений на руководящих должностях. Откровенно говоря, принятие многих решений на основе обращений задерживалось. Но ситуация стабилизируется. Сейчас, например, планируется активизировать работу с таможенным сайтом, где станут освещаться определенные судебные решения, рассматриваться конкретные примеры правоприменительной практики, доступные для всех. Там же будет собираться информация от бизнеса - от ассоциаций, клубов предпринимателей и так далее.

- Какие, помимо законодательной, существуют, по вашему мнению, проблемы во внешнеэкономической деятельности сегодня?

- Среди основных - это, безусловно, проблемы заявления таможенной стоимости. Здесь стоит учесть, что ситуация в этом вопросе не урегулирована стопроцентно не только в России, но и в других странах мира. Есть вопросы по иностранным инвестициям и по применению отдельных статей Таможенного кодекса, в частности, предусматривающей упрощенный порядок таможенного оформления. Сейчас она работает не в полной мере, Имеются сложности по определению мест доставки товара, который также влияет на развитие бизнеса: происходит их сокращение, уменьшается количества терминалов, где располагаются подразделения таможенных органов. Из-за чего нередко происходит нарушение логистической цепи, что, безусловно, оборачивается для бизнеса финансовыми потерями, поскольку дорожает доставка. Здесь необходимо что-то менять. Возможно, сотрудникам таможни более низкого уровня стоит дать право более широко принимать решения в рамках действующего Таможенного кодекса.

_________________________
по материалам журнала "Таможня" # 22 от 23/11/04




 

Начало раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»