Rusimpex 

Теория и практика.

Rusimpex 

Конец раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте


Импорт нуждается в контроле.

Год назад президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Этим законом президент и парламент дали правительству действенный инструмент для наведения порядка во внешнеэкономической сфере.
Дело в том, что по оценкам МВФ, госбюджет России недополучает более 6 миллиардов долларов таможенных платежей ежегодно. Так, одно лишь сопоставление статистики об импорте России из стран ЕС и экспорте в Россию за 2003 год показывает, что объем российского импорта занижен на 13,6 миллиарда долларов. Иными словами, только по европейской торговле наш бюджет в прошлом году недосчитался более 4 миллиардов долларов США. Кроме того, российский бюджет несет огромные потери от недополучения таможенных платежей. Большой урон наносится отечественным товаропроизводителям, которые не в состоянии конкурировать с потоком некачественной продукции, низкая цена которой обусловлена ее нелегальным или полулегальным происхождением. Одна из наиболее пострадавших от бесконтрольного импорта отраслей России - легкая промышленность. На парламентских слушаниях по "Новому Таможенному кодексу РФ. Вопросы правоприменительной практики", которые прошли 28 октября 2004 года в Госдуме, подчеркивалось, что более 200 предприятий легкой промышленности из 50 регионов страны используют свои производственные мощности только на 37 процентов, потому что находятся изначально в неравных условиях со своими конкурентами - импортерами.
В качестве одного из эффективных средств борьбы государства против нелегального импорта в соответствии с федеральным законом минэкономразвития, минфин, минюст, минпромэнерго совместно с антимонопольным ведомством предложили ввести в России предотгрузочную инспекцию импортируемых товаров, направив согласованный ими проект положения о предотгрузочной инспекции <http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=14&action=show&id=5257> на подпись председателю правительства РФ М.Е. Фрадкову еще в сентябре текущего года. Разработанное в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", это Положение, подписание которого председателем правительства ожидается в ближайшее время, предполагает, что большая номенклатура товаров, импортируемых на территорию России, будет досматриваться при их загрузке на экспортной территории специально уполномоченными российским правительством инспектирующими компаниями. В группу товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции, предлагается внести практически все промышленные и продовольственные потребительские товары, лекарственные препараты, а также отдельные виды сырья и оборудования.
Как считают авторы постановления, введение предотгрузочной инспекции, с одной стороны, в значительной степени поможет таможенным органам в проведении более точного и эффективного таможенного контроля, а с другой - избавит российских импортеров от мытарств и поборов на таможне, поскольку, как планирует правительство, наличие сертификата о прохождении инспекции будет обеспечивать своего рода "зеленый коридор" импортируемым товарам.
Такая процедура применяется во многих странах мира и заключается в проверке качества, количества и цены импортируемых товаров, включая валютный курс и финансовые условия, а также правильности и достоверности таможенной классификации товаров, предназначенных для экспорта в страну, применяющую предотгрузочную инспекцию.
Инспекция проводится в стране экспорта (производства) товаров специализированными компаниями, уполномоченными правительством страны-импортера. Содержание сертификата по электронным каналам доводится инспектирующей организацией до российских контролирующих органов, обеспечивая тем самым непрерывность и эффективность государственного контроля за ввозимыми на территорию России товарами.
По мнению экспертов, эта программа, рассчитанная не более чем на три года, способна уже к 2008 году привести к значительному увеличению ежегодных поступлений таможенных платежей в бюджет (не менее 6 миллиардов долларов), обеспечить эффективные и прозрачные условия при осуществлении внешнеторговой деятельности путем создания эффективного механизма борьбы с контрафактными товарами, контрабандой и подделками, опасными для жизни и здоровья людей, защитить права потребителей таких товаров, а также серьезно сократить возможности коррупционного формирования теневых капиталов (по различным оценкам, не менее 20 миллиардов долларов в год), которые могут использоваться различного рода преступными группировками, в том числе и для террористических целей.
Кроме того, как заявляют авторы постановления, введение предотгрузочной инспекции не подменяет деятельность таможенных органов, а служит дополнительным эффективным механизмом контроля за ввозом отдельных категорий товаров и оптимизации таможенного администрирования. Что касается дополнительных расходов, которых опасаются импортеры, авторы проекта напоминают, что в соответствии с законом правительство РФ одновременно с принятием решения о введении механизма предотгрузочной инспекции снизит ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
В качестве возможных негативных последствий введения предотгрузочной инспекции называют возможные временные и материальные потери, связанные с "дополнительным досмотром", производимым инспектирующей организацией, однако механизм инспекции не требует ни дополнительного досмотра, ни перезагрузки товара. Более того, присутствие представителя инспектирующей организации при погрузке товара на территории страны-экспортера и выданный им сертификат дают российскому импортеру гарантию, что он получит именно те товары, которые были им заказаны, все условия договора с продавцом или производителем соблюдены и документация оформлена надлежащим образом.
Противники предотгрузочной инспекции считают, что ее введение будет иметь негативные для России последствия в международном аспекте, ссылаясь на то, что, например, страны "восьмерки" не используют инспекций в обязательном порядке. Однако у членов "восьмерки" доля таможенных платежей составляет менее 2 процентов от общего объема бюджетных поступлений, в России же - более трети. При этом трудно предположить, что зарубежных партнеров России и потенциальных инвесторов испугает намерение российского правительства сделать таможенную сферу максимально прозрачной и безопасной.
Эксперты полагают, что максимально положительный эффект для российской экономики предотгрузочная инспекция могла бы дать при соблюдении следующих требований: инспекция должна охватить максимально возможный перечень импортируемых товаров с тем, чтобы не дать возможности недобросовестным участникам внешней торговли совместно с отдельными коррумпированными сотрудниками таможни манипулировать номенклатурными кодами товаров; таможенное оформление импортируемых в Россию товаров, прошедших предотгрузочную инспекцию, должно быть максимально упрощено юридически и практически (принцип "зеленого коридора"). Так что постановление необходимо будет не только принять, но еще и обеспечить его работу.
На сегодняшний день проект Положения о предотгрузочной инспекции согласован всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, аппаратом правительства РФ и заместителем председателя правительства РФ.
Поэтому есть основания надеяться, что уже в следующем году правительство сделает первый шаг к тому, чтобы законопослушные импортеры получили возможность работать цивилизованно и эффективно, а государственный бюджет увеличился за счет повышения уровня собираемости таможенных платежей.

_________________________
Российская газета 20.12.04




 

Начало раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»