Rusimpex 

Теория и практика.

Rusimpex 

Конец раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте


Таможня начала принимать декларации по Интернету

 

Сегодня Федеральная таможенная служба должна обеспечить возможность электронного декларирования посредством Интернета практически на всех таможенных постах. Подробности новой технологии корреспондент «РГ» Елена Байкова  обсудила с начальником Главного управления информационных технологий ФТС России Алексеем Шашаевым.

- В чем суть технологии?


- Суть технологий заключается в том, что в соответствии со спецификацией взаимодействия подается декларация в электронном виде, подписанная электронно-цифровой подписью (ЭЦП), и опись документов. В ходе процесса выпуска товаров в свободное обращение могут быть затребованы дополнительные документы. Их предоставляет участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) также в электронном виде. Могут быть проведены таможенные операции по контролю такие, как проверка сведений, досмотр, осмотр товаров. Декларация для участников ВЭД тоже выпускается в электронном виде, но в некоторых случаях требуется ее бумажная копия.

Что касается технологии удаленного выпуска, то она работает в совокупности с технологией электронного декларирования через Интернет. После того как товар пребывает на один из складов временного хранения на территории страны, участник ВЭД подает декларацию в том регионе, где находится его офис, где находятся его основные ресурсы. Например, если он находится в Москве, а товар прибывает на один из складов временного хранения вблизи северо-западной границы, то декларация подается в Москве. Там же осуществляется документальный контроль. При необходимости осуществления дополнительных видов контроля, которые уже непосредственно связаны с товаром, например досмотр товара, таможенный инспектор дает поручение тому таможенному органу, в зоне которого физически находится товар, на проведение определенных операций.

После проведения всех операций осуществляется выпуск товара в свободное обращение непосредственно в месте прибытия.

- Если теперь так легко подать декларацию по Интернету, может быть, есть смысл определить несколько точек в России, где будут принимать декларации? Стоит ли разбрасывать ценных специалистов по всему периметру границ?

- Конечно, любой участник ВЭД предпочел бы иметь таможенный орган рядом. Но ФТС не может создать таможенный пост в каждом городе, где есть участники ВЭД. Мы проводим оптимизацию таможенных органов, происходит укрупнение таможен и таможенных постов.

В настоящее время прорабатывается вопрос о создании центров таможенного оформления. Эти специализированные таможенные органы будут принимать декларации в электронном виде и осуществлять документальный контроль. На границе не всегда есть возможность найти высококлассных специалистов, которые ориентируются в сложнейших вопросах таможенной стоимости, страны происхождения товара, мерах нетарифного регулирования. Подобные центры должны располагаться в крупных административных центрах, но их не может быть один-два на всю страну.

Оптимальность состоит не только в количестве, но и в специфике таможенного оформления. Например, Центральный и Северо-Западный федеральные округа - импортно-ориентированные регионы. В Сибири, на Урале и в Поволжье, наоборот, больше экспортных операций. Мы не избежим специализации таможенных постов, поскольку есть особенности оформления радиоактивных материалов, энергоносителей, дипломатических и почтовых грузов, пищевой продукции и т.д.

- Много ли стран в мире уже работают по Интернету и выпускают эти декларации товаров на удалении?

- По нашим сведениям, все таможенные службы двигаются в этом направлении. Существует концепция электронной таможни, которая является частью концепции электронной торговли, всячески пропогандируемой всемирной таможенной организацией. Но каждая страна действует в рамках своего законодательства и правил. В России абсолютное требование к юридической значимости документов обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. В некоторых странах электронно-цифровая подпись при подаче документов не используется. Например, транзитная система Евросоюза работает без электронно-цифровой подписи, ее планируют внедрить лишь в 2013 году.

Но в той же Европе отсутствие каких-то механизмов компенсируется другими институтами: более жесткий контроль после выпуска товаров, более жесткое налоговое законодательство, более жесткое предоставление гарантий по обеспечению уплаты таможенных платежей и так далее. Кроме того, проблема фирм-однодневок в большей степени присуща России, а не Европе. Нарушение таможенного законодательства там - безусловная потеря репутации.

Что касается удаленного выпуска товаров, то в мире давно уже действует институт уполномоченного экономического оператора. Это более развитая форма взаимодействия таможни и участников ВЭД, при которой выпуск товаров может осуществляться без предъявления их таможне и без выгрузки на склады временного хранения. Стоит сказать, что аналогичный институт прописан в новом Таможенном кодексе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

- Каковы плюсы технологии удаленного выпуска товаров?

- Для участников ВЭД в первую очередь это оптимизация логистики поставок.

- Все ли таможни готовы к приему интернет-деклараций?

- Если на 31 мая у нас было 66 процентов, то сейчас уже 82 процента всех таможенных органов могут принимать декларации через Интернет. В Приволжском таможенном управлении сто процентов таможенных органов имеют такую техническую возможность. До конца года все таможенные органы Российской Федерации будут иметь возможность приема деклараций через Интернет.

Но есть другой аспект: не все таможенные режимы пока могут быть обеспечены этой технологией. Например, режим магазинов беспошлинной торговли, переработки вне таможенной территории. Но основные таможенные режимы, которые покрывают 97 процентов всего декларационного массива - импорт, экспорт, режим свободной экономической зоны и другие - обеспечены этой технологией.

- Что необходимо участнику ВЭД, чтобы подключиться к системе электронного декларирования через Интернет?

- Технология подачи декларации через Интернет предполагает от участника ВЭД некоторые первоначальные затраты. Можно самому создать информационную систему, аттестовать ее по требованиям безопасности, закупить необходимое оборудование: сервер, средства защиты информации, программное обеспечение для электронно-цифровой подписи. Есть и другой вариант - воспользоваться услугами информационного оператора. В этом случае участник ВЭД пользуется системой и каналом связи оператора, а платит только за передачу информации. Цены, по информации из Интернета, колеблются от 30 до 300 рублей за декларацию.

- Банки, контролирующие органы, по-прежнему требуют бумажную копию декларации. И, кстати, примет ли суд электронную декларацию как доказательство?

- ФТС России сейчас ведет обширные консультации с федеральными органами исполнительной власти по данному вопросу. Если взять налоговые органы, то в соответствии с Налоговым кодексом они требуют копии таможенных деклараций с отметками таможенных органов о выпуске товаров в свободное обращение.

В рамках создания системы по контролю за вывозом и возмещением налога на добавленную стоимость по ставке 0% мы организовали проведение опытно-конструкторской работы. В настоящее время идет внедрение на объектах пилотной зоны. В наших планах - проведение совместно с налоговой службой эксперимента по подтверждению фактов вывоза в электронном виде.

Правоприменительная практика по принятию электронных документов в качестве доказательства существует. Есть экспертизы определенных организаций на соответствие в отношении документов, подписанных электронно-цифровой подписью. Но в отношении таможенных деклараций у нас пока такой практики нет.

Этой проблемой озабочена не только Федеральная таможенная служба. В июне проходили парламентские слушания, посвященные проблемам совершенствования законодательства в области электронного документооборота. Мы ожидаем, что вместе с совершенствованием нормативной базы, связанной с предоставлением государственных услуг в электронном виде, будет совершенствоваться законодательство в области электронного документооборота и использование электронно-цифровой подписи.

- Хакеров не боитесь?

- Хакеров мы всегда боимся. К противнику надо относиться серьезно, поэтому и защищаемся. Периметр нашей информационной системы достаточно надежно защищен. Ежегодно проводятся проверки по соблюдению правил информационной безопасности как собственными подразделениями, так и внешними организациями: ФСТЭК России и ФСБ России.

- Не повлияет ли на Интернет декларирование создания Таможенного союза? Готовы ли к этому наши коллеги?

- Пока в Таможенном кодексе Таможенного союза действует принцип резидентства, то есть таможенная декларация может быть принята только от резидента страны. Юридическое лицо, зарегистрированное в Казахстане или Беларуси, не имеет возможности подать декларацию в российский таможенный орган.

Но с течением времени и с развитием Таможенного союза, перерастанием его в общее экономическое пространство, эта ситуация будет меняться.

Сейчас в рамках работы экспертной группы при Комиссии Таможенного союза разрабатывается унифицированная форма электронной декларации, которая в перспективе будет функционировать на всей территории Таможенного союза.

Что касается Беларуси и Казахстана, то они самостоятельно развивают свои информационные системы, в том числе для электронного декларирования, и достигли определенных успехов.

- Электронная таможня - это часть программы «Электронная Россия»? Или вы самостоятельно вынашивали и реализовывали эти планы?

- Пока что это самостоятельный проект, реализуемый таможенной службой.

Однако создание электронной таможни - это не только дело самой таможни и предполагает автоматизацию всей сферы внешнеторговой деятельности, которая связана с другими контролирующими органами, банковскими и страховыми организациями, логистическими компаниями, перевозчиками, экспедиторами и т.д. Когда это все будет завязано в единый механизм, тогда можно будет сказать, что создана система электронной торговли, а электронная таможня - это часть электронной торговли.

- Когда это будет завязано в единый механизм?

- Когда для этого будут созданы законодательные условия, когда электронную декларацию, и не только декларацию, но и контракт, инвойс, накладную и т.д. будут принимать все органы, где она требуется: налоговая служба, банки, проверяющие организации, те же суды, прокуратура и так далее. Сейчас же все страхуются бумажными документами.

Сейчас ни одно ведомство, которое выдает разрешительные документы, не имеет полной информационной базы выданных разрешений, сертификатов в электронном виде, которые могли бы сразу же использоваться другими службами, в том числе и таможней.

На недавно прошедшем Тверском форуме по информационным технологиям вице-премьер Сергей Собянин заявил, что готовится законопроект, в соответствии с которым с 1 июля 2011 года всем ведомствам будет запрещено требовать от граждан и от организаций документы, которые были выданы другими ведомствами. Т.е. проблема предоставления документов это уже будет не проблема граждан и организаций, а проблема органов исполнительной власти. Надеюсь, что это даст большой стимул для развития информационных технологий в органах власти.


Главное управление информационных технологий ФТС ФТС РФ





 

Начало раздела На предыдущий уровень Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»
Все подробности оценка недвижимости на нашем сайте.