Rusimpex

Внешнеэкономическая деятельность.
Нормативные документы

Rusimpex

Законодательство ВЭД Карта сайта

Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля. Информационное письмо ЦБ РФ от 27 декабря 2002 г. N 21

Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля

Номер документа Информационное письмо ЦБ РФ от 31 декабря 2004 г. N 30
Информационное письмо ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. N 27
Информационное письмо ЦБ РФ от 27 декабря 2002 г. N 21
Наименование документа Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля
Краткое содержание
Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля

Информационное письмо ЦБ РФ от 06.08.2004 г. N 36


Вопросы по применению Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция N 117-И).

1. Требуется ли оформление паспорта сделки (далее — ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица — резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица — резидента, открытые в банке-нерезиденте?

Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица — резидента его зарубежными представительствами (филиалами).
Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу — резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам.


2. Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) за регистрацию товарных знаков?


Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон N 173-ФЗ) является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений.
На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, — Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.
Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция N 111-И).


3. Необходимо ли в настоящее время при списании денежных средств с транзитных валютных счетов резидентов-посредников (комиссионеров, агентов или поверенных) в пользу резидентов-комитентов, принципалов или доверителей проставлять в платежных документах отметки, предусмотренные пунктами 4.3 — 4.5 Инструкции N 111-И?


В связи с тем, что статья 21 Федерального закона N 173-ФЗ утратила силу с 01.01.2007, положения Инструкции N 111-И применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и указанному Федеральному закону N 173-ФЗ.
С учетом изложенного необходимость в проставлении в платежных документах в соответствии с главой 4 Инструкции N 111-И отметок «Обязательная продажа произведена» и «Обязательная продажа не произведена» в настоящее время отсутствует.
Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (далее — Инструкция N 113-И).


4. Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?


В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.
На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 ? 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками. Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками (далее — Реестр).
В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.
В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.

Информационное письмо ЦБ РФ от 31 декабря 2004 г. N 30


  
   Вопросы, связанные с применением Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П)
  
  
   1. В каких случаях резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях? Представляется ли справка о валютных операциях при продаже резидентом иностранной валюты уполномоченному банку, покупке иностранной валюты у уполномоченного банка, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, при списании комиссии уполномоченного банка?
  
   Справка о валютных операциях представляется в уполномоченный банк при идентификации средств в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента, а также при списании средств в иностранной валюте со счета резидента в уполномоченном банке при проведении указанных резидентом валютных операций (пункты 1.2 и 1.3 Инструкции N 117-И).
   В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции N 117-И при поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке в случае, если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется.
   В этом случае справка о валютных операциях резидента подписывается сотрудником уполномоченного банка в порядке, установленном пунктом 1.5 Инструкции N 117-И.
   При продаже резидентом иностранной валюты, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), покупке иностранной валюты и зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, а также при списании комиссии информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И.
   При этом ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк.
  
   2. Каким образом оформляется паспорт сделки (далее - ПС) по контракту, если не указана сумма контракта?
   Если резидент исходя из известных ему на дату оформления ПС сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долларов США, то необходимо оформить ПС. В этом случае в графе 5 раздела 3 ПС проставляется символ б/с (пункт 5 Порядка заполнения паспорта сделки, приложение 4 к Инструкции N 117-И).
  
   3. Необходимо ли оформлять ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга?
   В соответствии с Временным классификатором услуг во внешнеэкономической деятельности (в редакции Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 N 11) аренда недвижимого имущества и транспортных средств отнесена к услугам, а Инструкция N 117-И определяет именно порядок учета валютных операций.
   В то же время Таможенный кодекс Российской Федерации относит к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Это требование относится в том числе и к арендуемому движимому имуществу и к транспортным средствам, отнесенным к недвижимым вещам.
   Учитывая изложенное, в целях учета валютных операций при расчетах между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами по договорам аренды/лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при ввозе (вывозе) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) должно осуществляться оформление ПС в соответствии с требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции N 117-И. В случаях, когда отсутствует ввоз (вывоз) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации), Инструкция N 117-И предусматривает возможность оформления ПС по договорам аренды/лизинга этого имущества.
   В связи с этим при кодировании валютных операций, связанных с платежами в качестве арендной платы по договорам аренды/лизинга, следует использовать коды из группы 20 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанного в приложении 2 к Инструкции N 117-И (далее - Перечень).
  
   4. Необходимо ли оформлять ПС по договорам страхования и перестрахования?
   В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в редакции Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 N 11) страховые услуги, в том числе услуги по страхованию (перестрахованию), являются одним из видов международных услуг.
   В связи с этим при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договору страхования (перестрахования) резиденту следует оформить ПС в порядке, установленном Инструкцией N 117-И.
   В этом случае в четвертой части номера ПС указывается код вида контракта "3" или "4", а в разделе 3 "Общие сведения о контракте" в качестве общей суммы контракта отражается сумма предусмотренной договором страховой премии.
  
   5. Может ли уполномоченный банк (далее - банк ПС) отказать в подписании ПС по контракту в случае нарушения резидентом сроков, установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И?
   Основания отказа банка ПС в подписании ПС установлены пунктом 3.12 Инструкции N 117-И. Нарушение резидентом установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И сроков представления в банк ПС документов для оформления ПС в качестве основания для отказа в подписании ПС в пункте 3.12 Инструкции Банка России N 117-И не предусмотрено.
   Таким образом, банк ПС при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 3.12 Инструкции N 117-И, подписывает ПС и в случае представления резидентом необходимых документов с нарушением сроков, установленных пунктом 3.14 Инструкции N 117-И.
  
   6. Возможны ли выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту со счетов резидента, открытых в другом банке (не являющемся банком ПС)?
   На основании пункта 2.8 Инструкции N 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.
   Таким образом, выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту осуществляются резидентом со счета, открытого в банке ПС.
  
   7. Какое наименование и цифровой код страны иностранного контрагента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) следует указывать в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС, если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации?
   Если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации, в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС указываются наименование и цифровой код страны иностранной компании.
   Если страна иностранной компании неизвестна, то в графе 2 раздела 2 ПС ставится прочерк, а в графе 3 раздела 2 ПС может быть указан код "997" (с учетом абзаца второго пункта III.8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", приложение 1 к Указанию Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 1376-У).
   В графе 3 раздела 2 ПС не может быть указан цифровой код Российской Федерации - "643".
  
   8. Какая дата совершения валютной операции отражается в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И, при совершении резидентом платежей в пользу нерезидента с использованием аккредитивной формы расчетов?
   В соответствии с приведенным в пункте 1.17 Инструкции N 117-И перечнем информации, отражаемой в базе данных по валютным операциям, уполномоченному банку в качестве даты совершения валютной операции (платежа) следует отразить в базе данных по валютным операциям дату совершения операции по счету резидента - клиента уполномоченного банка, то есть дату списания средств со счета резидента - приказодателя по аккредитиву на счет учета операций по аккредитивам по иностранным операциям (счет 47409 "Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям").
   В этом случае уполномоченный банк на основании поручения или заявления резидента на выставление аккредитива указывает в базе данных по валютным операциям код вида операции - 99090 "Расчеты и переводы по операциям, не указанным в группах 01 - 07, а также за исключением платежей с кодами 99010 - 99080" (приложение 2 к Инструкции N 117-И).
  
   9. Какая дата платежа отражается в разделе II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля, формирующейся в порядке, изложенном в приложении 3 к Положению N 258-П, при совершении резидентом платежей в пользу нерезидента по внешнеторговому контракту с использованием аккредитивной формы расчетов?
   В случае осуществления расчетов резидента с нерезидентом по внешнеторговому контракту с использованием аккредитивной формы расчетов банку ПС следует внести в графу 1 раздела II ведомости банковского контроля фактическую дату платежа в пользу нерезидента - получателя денежных средств по контракту, а именно - дату списания денежных средств со счета учета операций по аккредитивам по иностранным операциям банка ПС (счет 47409 "Обязательства по аккредитивам по иностранным операциям") либо со счета покрытия по аккредитиву, открытого банком ПС (банком-эмитентом) в банке-нерезиденте.
   В этом случае в графе 3 раздела II ведомости банковского контроля в зависимости от экономического содержания совершаемой операции указывается один из кодов вида операции групп 11, 21, 35 Перечня.
  
   10. По каким кодам видов валютных операций, приведенным в приложении 2 к Инструкции N 117-И, следует отражать в базе данных по валютным операциям, а также в отчетности по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках" и по форме 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки" операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента, не идентифицированные резидентом в сроки, установленные валютным законодательством?
   Операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента до их идентификации резидентом в порядке, установленном валютным законодательством, могут отражаться уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с пунктом 1.17 Инструкции N 117-И, по коду "00000".
   В случае, если на момент составления отчетности по форме 0409664 резидентом не идентифицированы поступления на транзитный валютный счет резидента (не представлена справка о валютных операциях), уполномоченному банку рекомендуется учесть указанные средства по коду "00000" в отчетности по форме 0409664. После идентификации резидентом поступлений по видам валютных операций уполномоченному банку следует внести изменения в отчетность по форме 0409664 за предыдущие отчетные периоды в соответствии с пунктом 3 порядка составления и представления отчетности по форме 0409664. Соответствующие уточнения будут внесены в порядок составления и представления отчетности по форме 0409664 Указания N 1376-У.
   Информация о средствах в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента и не идентифицированных им на момент составления отчетности по форме 0409665, не может быть включена уполномоченным банком в Ведомость банковского контроля, формируемую в соответствии с приложением 3 к Положению N 258-П, и, соответственно, в отчетность по форме 0409665 до представления резидентом справки о валютных операциях с указанием в ней номера паспорта сделки и кода валютной операции.
   В указанном случае изменения в отчетность за предыдущие периоды вносятся и представляются уполномоченным банком в соответствии с пунктом 1.3 порядка составления и представления отчетности по форме 0409665 после представления резидентом справки о валютных операциях.
  
   Вопросы, связанные с применением Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"(далее - Инструкция N 111-И)
  
  
   11. На какой счет осуществляется депонирование указанной в распоряжении резидента суммы в иностранной валюте, подлежащей обязательной продаже (в том числе суммы, превышающей размер обязательной продажи, при наличии такого поручения в распоряжении резидента)?
   Депонирование как иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, так и сумм, превышающих размер обязательной продажи, осуществляется на отдельном лицевом счете "Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", указанном в пункте 3.6 Инструкции N 111-И, который открывается на балансовом счете N 47405 "Расчеты с клиентами по покупке и продаже иностранной валюты" в соответствии с характеристикой и назначением счета п. 4.59 Части II Положения Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому клиенту и виду валюты. Необходимость в открытии отдельных лицевых счетов на сумму обязательной продажи и продажи сверх установленного размера определяется уполномоченным банком самостоятельно.
  
   12. Учитываются ли два рабочих дня, указанные в пункте 3.6 Инструкции N 111-И, при расчете срока обязательной продажи части валютной выручки?
   В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя или юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
   Следовательно, уполномоченный банк в уведомлении, направляемом резиденту в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции N 111-И, должен рассчитывать последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку документов, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И, исходя из вышеуказанного 7-дневного срока без учета сроков депонирования уполномоченным банком иностранной валюты в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции N 111-И.
  
   13. Подлежат ли обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации денежные средства в иностранной валюте, поступившие резиденту от нерезидента в качестве возврата ранее переведенного авансового платежа по заключенному договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций по такому договору, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами?
   В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
   Следовательно, денежные средства в иностранной валюте, поступающие от нерезидента на банковский счет резидента в уполномоченном банке в качестве возврата авансового платежа, ранее переведенного резидентом со своего текущего валютного счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента по заключенному между ними договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами, не следует рассматривать как объект обязательной продажи, поскольку в данном случае не осуществляются передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, предусмотренные частью 3 статьи 21 Федерального закона.
  
   14. С какой даты резиденту необходимо исчислять семидневный срок при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией N 111-И?
   Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. При этом валютное законодательство Российской Федерации, как и законодательство Российской Федерации в целом, не устанавливает общего порядка исчисления сроков.
   Анализ различных отраслей права показывает, что в большинстве случаев течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (например, статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 9 Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации).
   В связи с изложенным полагаем возможным при определении даты начала течения срока обязательной продажи части валютной выручки резидента руководствоваться положениями части 6 статьи 4 Федерального закона, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
   Таким образом, днем начала течения семидневного срока обязательной продажи части валютной выручки резидента следует считать следующий день после ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
  
   15. Какие поступления в иностранной валюте не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в случае, указанном в пункте 3.8 Инструкции N 111-И?
   Не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в уполномоченном банке только те поступления иностранной валюты, по которым в соответствии с требованиями Инструкции N 111-И резидентом не представлены в уполномоченный банк документы, указанные в пунктах 3.3 и 3.4 Инструкции N 111-И.
  
  
   
Иные вопросы по применению валютного законодательства
  
   16. Существуют ли ограничения на внесение наличной иностранной валюты на банковские счета резидентов и получение наличной иностранной валюты с банковских счетов резидентов?
   На основании пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона валютные операции, связанные с внесением резидентами наличной иностранной валюты на свои банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением резидентами наличной иностранной валюты со своих банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок), осуществляются без ограничений.
   Таким образом, уполномоченный банк вправе выдавать резиденту наличную иностранную валюту с его счета, а также зачислять наличную иностранную валюту на его счет.
  
   17. Как следует отражать данные в отчетности по форме 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования": в разрезе каждой конкретной операции по внесению и возврату сумм резервирования или суммарно по кодам видов операций, по которым за отчетный период вносились или возвращались суммы резервирования?
   В соответствии с порядком составления и представления отчетности по форме 0409667 (приложение 1 к Указанию N 1376-У) данные в указанной форме отражаются суммарно по кодам видов операций, по которым внесены или возвращены суммы резервирования за отчетный период.
  
   18. Необходимо ли кассовому работнику обменного пункта при осуществлении операций, указанных в пунктах 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И), указывать в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками номер счета физического лица?
   В соответствии с пунктом 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции N 113-И. Кассовый работник обменного пункта ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемых в течение рабочего дня обменного пункта, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции N 113-И.
   При совершении операций по выдаче наличной иностранной валюты и наличной валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками кассовый работник вправе не указывать номер счета физического лица, если не располагает информацией о нем.
  
   19. С какого счета в валюте Российской Федерации нерезидент может внести сумму резервирования в соответствии с Указанием Банка России от 29.06.2004 N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (далее - Указание N 1465-У) при осуществлении операций по одному из специальных банковских счетов?
   В соответствии с порядком осуществления операций по специальным банковским счетам нерезидентов, установленным Инструкцией Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Инструкция N 116-И), нерезиденты могут вносить сумму резервирования с любого из своих специальных банковских счетов.
   В связи с этим нерезидент может самостоятельно решить, с какого счета вносить сумму резервирования: со специального банковского счета или с иного банковского счета в валюте Российской Федерации. Кроме того, сумма резервирования может быть внесена с любого специального банковского счета нерезидента, в том числе при проведении операции, в отношении которой установлено требование о резервировании, с использованием другого специального банковского счета нерезидента.
  
   20. Кто вносит сумму резервирования и как оформляется заявление о резервировании при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами по операциям, осуществляемым через специальные счета банков-нерезидентов?
   В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции N 114-И при осуществлении нерезидентом операций от имени и за счет третьих лиц либо от своего имени, но за счет третьих лиц требование о резервировании, установленное органом валютного регулирования, выполняется указанным нерезидентом.
   В заявлении о резервировании в соответствии с абзацем вторым пункта 2.3 Инструкции N 114-И указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии), адрес места жительства (места пребывания) (для физических лиц); полное наименование и адрес (место нахождения) (для юридических лиц), то есть должны быть указаны сведения о клиенте - сведения о резиденте или нерезиденте, вносящем сумму резервирования (пункт 2.1 Инструкции N 114-И).
   Таким образом, при осуществлении расчетов и переводов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами по операциям, указанным в пункте 4.1 Инструкции N 116-И через специальные счета банков-нерезидентов, сумму резервирования вносит банк-нерезидент, являющийся владельцем счета. Следовательно, в заявлении о резервировании указываются полное наименование и адрес (место нахождения) банка-нерезидента. При этом Инструкция N 114-И не содержит требования об указании в этом заявлении о резервировании сведений о нерезиденте, от чьего имени или за чей счет осуществляется операция.
  
   21. В какой момент должна быть внесена сумма резервирования при осуществлении нерезидентом операций через специальные банковские счета банка-нерезидента?
   В соответствии с пунктом 4.14 Инструкции N 116-И в случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении нерезидентом денежных средств в валюте Российской Федерации со специальных банковских счетов и (или) на специальные банковские счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, указанные в пункте 4.1 Инструкции N 116-И, уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ нерезидента на осуществление перевода на специальный банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, указанный в пункте 4.1 Инструкции N 116-И, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком нерезиденту заявления о резервировании в соответствии с нормативными актами Банка России. Заявление о резервировании оформляется уполномоченным банком и выдается клиенту после принятия к исполнению платежного поручения клиента на внесение суммы резервирования (пункты 2.6, 2.11, 2.12 Инструкции N 114-И).
   Таким образом, сумма резервирования должна быть внесена в любой момент до осуществления по специальному банковскому счету нерезидента операции, в отношении которой Банком России установлено требование о резервировании в соответствии с Указанием N 1465-У (то есть до зачисления денежных средств на специальный банковский счет нерезидента).
   В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции N 114-И сумма резервирования вносится нерезидентами через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), через который будет осуществляться операция. То есть при осуществлении резервирования в соответствии с Указанием N 1465-У сумма резервирования вносится через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором у нерезидента открыт соответствующий специальный банковский счет.
   Таким образом, в случае, если в соответствии с Указанием N 1465-У установлено требование о резервировании, банк-нерезидент должен представить в уполномоченный банк заявление о резервировании и платежное поручение о внесении суммы резервирования в любой момент до представления или одновременно с представлением в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) расчетного документа на осуществление перевода на соответствующий специальный банковский счет, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании. При этом уполномоченный банк в соответствии с абзацем вторым пункта 4.15 Инструкции N 116-И обязан отказать банку-нерезиденту в осуществлении перевода на специальный банковский счет в случае оформления расчетного документа с нарушением требований пункта 4.14 Инструкции N 116-И (то есть с нарушением требований об указании в этом расчетном документе номера и даты оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании).
  
   22. Возможен ли досрочный возврат части суммы резервирования, излишне внесенной в результате технической ошибки уполномоченного банка (операциониста уполномоченного банка)?
   Возврат излишне внесенной суммы резервирования возможен в соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 16 Федерального закона, если сумма резервирования, подлежащая внесению из расчета суммы фактически проведенной операции (суммы, списанной со специального счета, или суммы, зачисленной на специальный счет), больше внесенной суммы резервирования, в том числе в случае, если разница между указанными суммами возникла в результате ошибки уполномоченного банка (в результате технической ошибки операциониста уполномоченного банка).
  
   Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.
  
======================================================================================

Информационное письмо ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. N 27


Вопросы, связанные с применением совместной Инструкции Банка России и ГТК России ОТ 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция N 86-И) и совместной Инструкции Банка России и ГТК России ОТ 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (далее - Инструкция N 91-И)

1. Каким образом формируются документы валютного контроля (Учетные карточки таможенно-банковского контроля - УК, УКи) при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами на экспорт и импорт товаров путем подачи в таможенные органы таможенной декларации в виде письменного заявления?
В случаях, перечисленных в Приказе ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров" (далее - Приказ ГТК России N 203), товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами на экспорт и импорт товаров, могут декларироваться путем подачи в таможенные органы таможенной декларации в виде письменного заявления (далее - Заявление).
Перечень сведений, подлежащих в соответствии с Приказом ГТК России N 203 указанию в Заявлении, в том числе необходимых для осуществления валютного контроля (о номере и дате Паспорта сделки (ПС), Паспорта импортной сделки (ПСи), о количестве товаров и их кодах по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), цене и валюте, в которой определена цена товара по договору), позволяет уполномоченным банкам на основании Заявления сформировать УК/УКи.
В рамках технологии таможенно-банковского контроля, предусмотренной Инструкцией N 86-И и Инструкцией N 91-И, в качестве документа, являющегося основанием для формирования базового документа валютного контроля - Учетной карточки (УК/УКи), используется таможенная декларация, оформляемая на бланках ТД1 и ТД2 (ГТД).
В случае непоступления УК/УКи из ГТК России при представлении в уполномоченный банк экспортером (импортером) ксерокопии таможенной декларации, оформленной в виде Заявления, уполномоченные банки могут самостоятельно формировать УК/УКи в формате, установленном Приложениями 2 к указанным Инструкциям, на основании сведений, содержащихся в Заявлении и ПС (ПСи). При этом сведения об уполномоченном банке, Экспортере (Импортере), контракте, валюте цены могут указываться в УК/УКи с помощью программных комплексов в автоматическом режиме. Сведения о фактурной стоимости товаров в графах "Фактурная стоимость" УК и "Сумма таможни" УКи, а также кодах товаров указываются в УК (УКи) на основании информации о цене товаров по договору и кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД России, содержащейся в Заявлении.
При получении из ГТК России УК (УКи), содержащих сведения о товарах, декларирование которых производилось путем подачи Заявления, сведения о фактурной стоимости товаров в графах "Фактурная стоимость" УК и "Сумма таможни" УКи могут указываться уполномоченным банком самостоятельно на основании информации о цене товаров по договору, содержащейся в Заявлении.

2. Каков порядок оформления (переоформления) Паспорта импортной сделки в случае задержки поставки импортируемого товара, в результате чего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в сроки более поздние, чем это указано в строке "Последняя дата" оформленного по данному договору Пси?
Порядком оформления ПСи, предусмотренным Инструкцией N 91-И, установлено, что, ввиду того, что завершение таможенного оформления в отношении последней партии ввозимого по договору товара может производиться позднее завершения исполнения иностранным контрагентом (продавцом) всех своих обязательств по договору, в строке "Последняя дата" ПСи может быть указана дата более поздняя, чем предусмотренные договором сроки исполнения сторонами своих взаимных обязательств.
Учитывая изложенное, считаем, что в случае задержки поставки импортного товара по причинам, не зависящим от сторон по договору, в результате чего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в сроки более поздние, чем это указано в строке "Последняя дата" оформленного по данному договору ПСи, Импортер вправе переоформить ПСи, предоставив в Банк Импортера письмо-заявление с объяснением причин продления срока поставки товаров. При этом в графе "Последняя дата" переоформленного ПСи указывается уточненная дата завершения таможенного оформления на территории Российской Федерации в отношении последней партии импортируемого по договору товара, рассчитываемая Импортером самостоятельно, а в третьей части кода ПСи, указываемого в строке "Паспорт импортной сделки N", проставляется порядковый номер ПСи, следующий за номером, присвоенным Банком Импортера Паспорту импортной сделки, ранее оформленному по данному договору.
Все документы, представленные Импортером в Банк Импортера в качестве основания для подписания нового ПСи по данному договору, направляются в Досье (Импорт), сформированное по ранее оформленному ПСи.
Оформление (переоформление) Паспорта импортной сделки в указанном случае не освобождает Импортера от ответственности за нарушение требований валютного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации.

3. Каким образом должен осуществляться валютный контроль в случае представления в уполномоченный банк дополнительного соглашения к договору на экспорт товара, предусматривающего уменьшение цены договора, возврат товара (в том числе некачественного) в Российскую Федерацию и, соответственно, возврат денежных средств покупателю-нерезиденту?
Дополнительное соглашение, предусматривающее уменьшение цены договора, возврат товара (в том числе некачественного) в Российскую Федерацию, возврат денежных средств покупателю-нерезиденту, является дополнением к договору на экспорт товара, валютный контроль за исполнением которого должен осуществляться в рамках Инструкции N 86-И.
В связи с этим на основании вышеуказанного дополнительного соглашения экспортеру следует переоформить Паспорт сделки в соответствии с требованиями пункта 3.11 Инструкции N 86-И.
Информация о возврате денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплаты экспортированных по договору товаров, должна быть отражена уполномоченным банком в УК и Ведомости банковского контроля в соответствии с Приложениями 2 и 4 к Инструкции N 86-И. Информация о возврате нерезидентом товара отражается в строке "Особые отметки" УК.
Поскольку в указанном случае оплата товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не производится, то ввоз возвращаемого товара на территорию Российской Федерации осуществляется без представления в таможенные органы Паспорта импортной сделки.

4. Следует ли отражать в Паспорте сделки сведения об осуществлении резидентом-экспортером поставок товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, в случае если срок поступления валютной выручки не превышает 90 дней с даты поставки товара?
В соответствии с порядком оформления Паспорта сделки, установленным Приложением 1 к Инструкции N 86-И, в разделе "Особые отметки Банка" Паспорта сделки указываются сведения об осуществлении по договору поставок товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, срок поступления валютной выручи за которые не превышает трех лет ("Федеральный закон" /72-ФЗ/31.05.2001/ стоимость товаров в валюте цены/дата поступления последнего платежа за эти товары).
Таким образом, требование об указании в разделе "Особые отметки" Паспорта сделки сведений об осуществлении по договору поставок товаров, относящихся к вышеперечисленным разделам ТН ВЭД России, установленное Инструкцией N 86-И, распространяется также на случаи, когда срок поступления выручки не превышает 90 дней с даты поставки товара.
В случае если по договору осуществляется поставка товаров, относящихся к разделам XVI, XVII, XIX ТН ВЭД России, а Паспорт сделки, имеющийся в уполномоченном банке, не содержит сведений об осуществлении по соответствующему договору поставок товаров, относящихся к указанным разделам ТН ВЭД России, то такой Паспорт сделки должен быть переоформлен экспортером с учетом требований, установленных Инструкцией N 86-И.

Иные вопросы по применению валютного законодательства

5. При соблюдении каких условий резидент вправе без разрешения Банка России осуществить перевод иностранной валюты из Российской Федерации в оплату морского судна в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России от 24.04.1996 N 39 "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" (далее - Положение Банка России N 39)?
Валютная операция по переводу резидентом из Российской Федерации нерезиденту иностранной валюты за приобретенное по импортному договору морское судно может быть осуществлена без разрешения Банка России в соответствии с подпунктом 1.1.1 Положения Банка России N 39 при условии, что в срок, не превышающий одного года со дня перевода суммы предварительной оплаты (аванса), резидентом в уполномоченный банк будут представлены документы, подтверждающие переход к нему права собственности на морское судно. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации право собственности на морское судно подтверждается его включением в Государственный судовой реестр.

6. Распространяются ли требования пункта 3.8 Инструкции Банка России от 12.10.2000 N 93-И "О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам" (далее - Инструкция Банка России N 93-И) о порядке покупки иностранной валюты за счет средств в валюте Российской Федерации на счетах нерезидентов типа "Н", если международными договорами, участником которых является Российская Федерация, предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации в иностранную валюту вышеуказанным нерезидентам - участникам таких международных договоров?
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах" международные договоры, заключенные Российской Федерацией, имеют приоритетную силу по отношению к нормативным актам, принятым в Российской Федерации.
Инструкция Банка России N 93-И не изменяет порядок ведения нерезидентами, в отношении которых заключены международные договоры Российской Федерации, операций с валютой Российской Федерации, определенный вышеуказанными международными договорами.
В тех случаях, когда международным договором Российской Федерации предусмотрена обязанность Российской Федерации по обеспечению полной и своевременной конвертации валюты Российской Федерации нерезидентами - участниками этих международных договоров, на денежные средства на рублевых счетах типа "Н" указанных нерезидентов не распространяются требования пункта 3.8 Инструкции Банка России N 93-И о порядке покупки иностранной валюты.

7. Какой статус (резидент или нерезидент) имеет при проведении валютных операций в Российской Федерации лицо без гражданства, которому выдан вид на жительство в Российской Федерации?
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации. Подпункт "а" пункта 5 статьи 1 указанного Закона устанавливает, что резидентами являются физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Лицо без гражданства, имеющее в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство в Российской Федерации, при проведении валютных операций должно действовать как резидент при представлении в уполномоченный банк вышеуказанного вида на жительство.

8. Должен ли уполномоченный банк отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии банковских счетов, проведении операций по этим счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг в случаях, когда из предъявленных физическим лицом - нерезидентом документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек?
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к лицам, законно находящимся в Российской Федерации, относятся иностранные граждане - лица, имеющие действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока, установленного вышеназванным Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.
На основании статьи 30 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, его территориальными органами и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.
Поскольку уполномоченный банк к таким органам не относится, то сотрудники банка не уполномочены проверять правомерность нахождения физического лица - нерезидента на территории Российской Федерации.
В соответствии с нормативными актами Банка России при открытии счетов, проведении операций по счетам, совершении валютно-обменных операций физическое лицо - нерезидент предъявляет в уполномоченный банк паспорт или иной действительный документ, удостоверяющий его личность и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.
Таким образом, при предъявлении физическим лицом - нерезидентом в уполномоченный банк паспорта или иного действительного документа, удостоверяющего его личность, уполномоченный банк не вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии счетов, проведении операций по счетам, в совершении валютно-обменных операций, а также в оказании иных банковских услуг, в том числе в случаях, когда из предъявленных документов следует, что срок пребывания данного лица на территории Российской Федерации истек.
Исключение составляют случаи открытия рублевых счетов физическим лицам - нерезидентам в соответствии с Инструкцией Банка России N 93-И. Уполномоченный банк вправе отказать физическому лицу - нерезиденту в открытии рублевых счетов, поскольку для открытия указанных счетов необходимо наличие действующей визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. При этом Инструкция Банка России N 93-И не содержит требований по контролю со стороны уполномоченного банка за сроком действия въездной визы в период после открытия в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции Банка России N 93-И счетов физическому лицу - нерезиденту.

9. Чем должен руководствоваться уполномоченный банк при осуществлении юридическим лицом - резидентом (инвестором) валютной операции, связанной с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США или эквивалентную сумму в другой иностранной валюте, а переводы денежных средств в иностранной валюте осуществляются на основании платежных поручений, каждое из которых не превышает 10 миллионов долларов США?
В соответствии с Положением Банка России от 05.07.2001 N 142-П "О порядке проведения юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с осуществлением прямых инвестиций в страны Содружества Независимых Государств" (далее - Положение Банка России N 142-П) прямая инвестиция - осуществление инвестором перевода иностранной валюты с целью приобретения предприятия, создания на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации в случае, если доля инвестора равна или превышает 10% величины уставного капитала создаваемой коммерческой организации, приобретения не менее 10% акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) ранее созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, коммерческой организации, а также приобретения акций, долей участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) коммерческой организации, созданной на территории страны, являющейся участницей СНГ, доля участия российского инвестора в которой составляет не менее 10%.
Для осуществления прямой инвестиции (в уведомительном или разрешительном порядке) инвестор представляет в уполномоченный банк, осуществляющий расчетное обслуживание по прямой инвестиции, документы, необходимые для перевода иностранной валюты, в том числе Заявку, оформленную в соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П, и нотариально заверенную копию договора между инвестором и нерезидентом-контрагентом о приобретении за иностранную валюту акций, доли участия (вклада) в уставном капитале (пая в имуществе) упомянутого нерезидента.
В соответствии с Приложением 2 к Положению Банка России N 142-П (раздел III "Сведения о прямой инвестиции") указанная Заявка должна содержать сумму прямой инвестиции по договору, заключенному между инвестором и нерезидентом-контрагентом.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Положения Банка России N 142-П прямые инвестиции на сумму до 10 миллионов долларов США осуществляются в уведомительном порядке, а прямые инвестиции на сумму, равную или превышающую 10 миллионов долларов США, осуществляются на основании разрешений, выдаваемых территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации инвестора.
Таким образом, если общая сумма инвестиций по договору, указанная в Заявке, равна или превышает 10 миллионов долларов США, то для осуществления прямой инвестиции инвестору необходимо получить разрешение территориального учреждения Банка России независимо от количества переводов, каждый из которых не превышает 10 миллионов долларов США.
Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.
  

=======================================================================================

   Информационное письмо ЦБ РФ от 27 декабря 2002 г. N 21

 
   Вопрос по применению Положения Банка России "О порядке открытия и ведения юридическими лицами - резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда" N 200-П от 16.10.2002 (далее по тексту - Положение N 200-П)
  
   1. В каком нормативном акте Банка России установлен перечень иностранных валют, не являющихся свободно конвертируемыми, указанный в пункте 1.4 Положения N 200-П?
   Перечень иностранных валют, не являющихся свободно конвертируемыми, указанный в пункте 1.4 Положения N 200-П, установлен в Указании Банка России "О перечне иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской Федерации для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда" N 1010-У от 3 августа 2001 года.
  
   Вопросы по применению Указания Банка России "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 1192-У от 05.09.2002 (далее по тексту - Указание N 1192)
  
   2. Распространяется ли действие Указания N 1192-У на продажу иностранной валюты с транзитных валютных счетов и специальных транзитных валютных счетов?
   В соответствии с пунктом 2 Указания N 1192-У нормативные акты Банка России, регулирующие порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей этому Указанию.
   Соответственно с 1 декабря 2002 года применяются в части, не противоречащей Указанию N 1192-У, Инструкция Банка России "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.1992 (далее по тексту - Инструкция N 7), регулирующая порядок обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с транзитных валютных счетов, и Указание Банка России "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 383-У от 20.10.1998 (далее по тексту - Указание N 383-У), регулирующее порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации со специальных транзитных валютных счетов, Положение Банка России "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" N 77-П от 16.06.1999.
   Таким образом, условия продажи иностранной валюты резидентами, установленные Указанием N 1192-У (через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах, на внебиржевом межбанковском валютном рынке, Центральному банку Российской Федерации (по согласованию с Департаментом валютных операций Банка России) либо непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку), распространяются на продажу (включая обязательную продажу и обратную продажу) иностранной валюты, осуществляемую с транзитных валютных счетов и специальных транзитных валютных счетов.
  
   3. В связи с принятием Указания N 1192-У возможно ли осуществление уполномоченным банком обязательной продажи (обратной продажи) иностранной валюты без поручения клиента непосредственно уполномоченному банку?
   Пунктом 14 Инструкции N 7 и пунктом 12 Указания N 383-У установлен порядок обязательной продажи иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента и обратной продажи купленной резидентом иностранной валюты, находящейся на его специальном транзитном валютном счете, а также ранее списанной со специального транзитного валютного счета и вновь поступившей в пользу резидента, при непредставлении резидентом уполномоченному банку поручения на обязательную продажу (обратную продажу) иностранной валюты.
   С учетом положений Указания N 1192-У при непредставлении резидентом уполномоченному банку поручения на обязательную продажу (обратную продажу) иностранной валюты иностранная валюта, подлежащая продаже резидентом на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, может быть приобретена непосредственно уполномоченным банком, обслуживающим клиента, либо реализована на внебиржевом межбанковском валютном рынке, Центральному банку Российской Федерации, на межбанковских валютных биржах в установленном порядке.
  
   4. В каком порядке подлежат отражению в отчете по форме N 652 "О движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов", установленном Указанием Банка России "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" N 7-У от 24.10.1997, операции по обязательной продаже иностранной валюты юридическим лицом - резидентом непосредственно уполномоченному банку?
   Операции по обязательной продаже иностранной валюты юридическим лицом - резидентом непосредственно обслуживающему уполномоченному банку подлежат отражению в отчете по форме N 652 по строке 3.1.1 "для осуществления обязательной продажи".
  
   Вопросы, связанные с осуществлением валютных операций с применением аккредитивной формы расчетов
  
   5. Какую дату при использовании аккредитивной формы расчетов необходимо считать датой оплаты импортируемых товаров для формирования карточки платежа по покрытому и непокрытому аккредитивам? В какой момент и в какой форме Импортер должен представить в Банк Импортера информацию о номере и дате Паспорта импортной сделки (далее - ПСи), о коде вида оплаты в соответствии с пунктом 5.12 совместной Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" N 91-И и N 01-11/28644 от 04.10.2000 (далее по тексту - Инструкция N 91-И)?
   Приложение 1 к Инструкции N 91-И (рекомендации по заполнению строки "Форма расчетов" ПСи) предусматривает возможность использования аккредитивной формы расчетов при оплате импортируемых товаров.
   Согласно пункту 2.1.1 Инструкции N 91-И датой оплаты по Контракту в зависимости от способа оплаты импортируемых товаров считается одна из перечисленных в указанном пункте дат, в том числе дата списания денежных средств со счета "Ностро" Банка Импортера или зачисления денежных средств на открытый в Банке Импортера счет "Лоро" банка получателя денежных средств по Контракту в случае, если счет получателя денежных средств открыт в банке, отличном от Банка Импортера (пункт 2.1.1.3 Инструкции N 91-И).
   Учитывая специфику расчетов с использованием непокрытого подтвержденного аккредитива, а также цели валютного контроля, реализуемые в рамках Инструкции N 91-И, датой оплаты импортируемых товаров в случае осуществления расчетов по непокрытому аккредитиву следует считать дату списания иностранной валюты с корреспондентского счета уполномоченного банка - эмитента аккредитива.
   Таким образом, в случае если Банк Импортера является банком - приказодателем, а банком - эмитентом является другой уполномоченный банк, то датой оплаты следует считать дату списания денежных средств со счета "Ностро" банка - эмитента или зачисления денежных средств на открытый в банке - эмитенте счет "Лоро" банка - получателя денежных средств по Контракту (подтверждающего банка).
   При определении даты оплаты импортируемого товара, произведенной с использованием покрытого (депонированного) аккредитива, следует исходить из следующего.
   В соответствии с частью 2 статьи 867 Гражданского кодекса Российской Федерации покрытыми (депонированными) аккредитивами считаются аккредитивы, при открытии которых банк - эмитент должен перечислить сумму аккредитива за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
   В этом случае все расчеты с получателем платежа осуществляются за счет средств, перечисленных банком - эмитентом исполняющему банку по поручению плательщика. Суть поручения плательщика при использовании аккредитивной формы расчетов заключается не в переводе денежных средств на счет получателя, а в выделении, "бронировании" денежных средств, за счет которых будут вестись расчеты с получателем. При этом получение денежных средств с аккредитива обусловлено для их получателя необходимостью соблюдения всех условий аккредитива, которые определяются его договором с плательщиком.
   Право распоряжения денежными средствами, перечисленными кредитной организацией - эмитентом в пользу исполняющего иностранного банка для расчетов по импортным контрактам с использованием покрытого (депонированного) аккредитива, наступает у получателя средств в момент фактической выплаты средств в пользу получателя средств, осуществляемой с отдельно открываемого счета в этом банке (со счета покрытия по аккредитиву).
   Таким образом, датой оплаты импортируемых товаров, произведенной с использованием в расчетах покрытого (депонированного) аккредитива, следует считать дату фактического списания денежных средств в пользу бенефициара (получателя средств) с отдельно открываемого в исполняющем банке счета (счета покрытия по аккредитиву), отраженную в соответствующем банковском документе.
   Исходя из требований пункта 5.12 Инструкции N 91-И, информация о номере и дате ПСи, о коде вида оплаты должна быть представлена Импортером в Банк до момента списания денежных средств со счета покрытия по аккредитиву (при расчетах с использованием покрытого аккредитива) либо до момента списания денежных средств с корреспондентского счета уполномоченного банка - эмитента аккредитива (при расчетах с использованием непокрытого аккредитива).
   При этом вышеуказанная информация представляется Импортером в Банк Импортера в порядке, установленном Банком Импортера (в том числе посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи).
  
   6. Как применяется при аккредитивной форме расчетов, а также при исполнении уполномоченным банком обязательств по гарантии, выданной Импортеру, в пользу иностранного контрагента требование пункта 2.1 Инструкции N 91-И?
   Валютные операции, связанные со списанием иностранной валюты с валютного счета Импортера и зачислением на корреспондентский счет уполномоченного банка - эмитента аккредитива (при расчетах с использованием непокрытого аккредитива), а также со списанием с валютного счета Импортера и зачислением на счет покрытия по аккредитиву (при расчетах с использованием покрытого аккредитива), не противоречат требованиям Инструкции N 91-И.
   В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 91-И оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета третьего лица - резидента, не являющегося Импортером, осуществляется в порядке, установленном Банком России.
   При проведении расчетов в иностранной валюте для исполнения уполномоченным банком обязательств по гарантии, выданной Импортеру, в пользу иностранного контрагента уполномоченный банк на основании пункта 1 Указания Банка России "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" N 193-У от 27.03.1998 (далее по тексту - Указание N 193-У) вправе без получения дополнительного разрешения Банка России исполнить свои обязательства по выданной гарантии.
   Расходы уполномоченного банка в иностранной валюте, связанные с исполнением обязательств по выданной им Импортеру гарантии, могут быть возмещены (оплачены) Импортером в валюте Российской Федерации.
  
   7. Требуется ли при оформлении ПСи по Контракту, предусматривающему аккредитивную форму расчетов, представление в Банк Импортера заявления на открытие аккредитива?
   В соответствии с пунктами 1, 3.2 Инструкции N 91-И и Приложением 1 к Инструкции N 91-И оформление ПСи осуществляется на основании Контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Копия указанного Контракта, заверенная в установленном порядке, представляется Импортером в Банк Импортера.
   В числе документов, представляемых Импортером в Банк Импортера для оформления ПСи в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции N 91-И, заявление на открытие аккредитива при осуществлении аккредитивной формы расчетов по импортному Контракту не предусмотрено.
   Однако если указанное заявление было представлено Импортером в Банк Импортера при оформлении ПСи, то на основании пунктов 5.22.6, 5.22.8 Инструкции N 91-И копия указанного заявления может быть помещена в Досье (Импорт), формируемое по соответствующему ПСи.
  
   8. В каком разделе ПСи следует отражать сведения о наличии в аккредитиве условий, отличных от условий контракта?
   Сведения о наличии в аккредитиве условий, отличных от условий контракта, в том числе иных сроков платежа, могут отражаться в "Особых отметках" ПСи.
  
   9. Каким образом при использовании аккредитивной формы расчетов должна быть отражена информация о коде вида платежа и о коде страны банка - получателя платежа в соответствии с пунктом 11 Указания N 383-У? Какие коды должны быть указаны в графах 8 (код страны банка - получателя) и 9 (код вида платежа) в Приложении 3 к Указанию N 383-У при несовпадении страны банка - получателя платежа и страны банка, в который перечислена иностранная валюта?
   В соответствии с пунктом 11 Указания N 383-У при переводе резидентом нерезиденту иностранной валюты, купленной на валютном рынке и зачисленной на его специальный транзитный валютный счет, с использованием аккредитивной формы расчетов распоряжение резидента о переводе купленной иностранной валюты должно содержать:
   - код страны банка - получателя платежа - код страны, в которую переводится иностранная валюта (пункт 3.7 Порядка заполнения карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету резидента (Приложение 3 к Указанию N 383-У);
   - код вида платежа - код покупки иностранной валюты для конкретной сделки (пункт 3.8 Порядка заполнения карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету резидента (Приложение 3 к Указанию N 383-У).
   При несовпадении страны банка - получателя платежа и страны банка, в который перечислена иностранная валюта, указывается код страны банка, в который перечисляется иностранная валюта со специального транзитного валютного счета резидента.
  
   10. Какой код необходимо проставлять в графе ПСи "Форма расчетов", если в Контракте предусмотрен аккредитив "stand-by": перевод (код 30), аккредитив (код 10) или перевод / аккредитив (код 50)?
   В настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит положений, регулирующих порядок использования резервного аккредитива или аккредитива "stand-by".
   Вместе с тем в Контракте, заключенном резидентом с нерезидентом, могут быть предусмотрены условия об использовании резервного аккредитива (аккредитива "stand-by") в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов (редакция 1993 г., публикация Международной торговой палаты N 500).
   Таким образом, при оформлении резидентом - импортером ПСи по импортному контракту, расчеты по которому осуществляются с использованием аккредитива "stand-by", в строке "Форма расчетов" указывается код "50" (аккредитив / перевод).
  
   11. Допускается ли без разрешения Банка России осуществление расчетов с использованием трансферабельного аккредитива по экспортному контракту, заключенному юридическим лицом - резидентом, выступающим комиссионером, предполагающему получение денежных средств непосредственно юридическим лицом - резидентом, являющимся поставщиком товара (т.е. без зачисления денежных средств на транзитный валютный счет экспортера)?
   При использовании трансферабельного аккредитива в расчетах по экспортным контрактам возможна ситуация, при которой средства в иностранной валюте будут зачислены не на счет экспортера, оформившего ПС, а на иной счет (счет поставщика экспортного товара), что при отсутствии разрешения Банка России будет являться нарушением валютного законодательства.
   В данном случае при использовании трансферабельного аккредитива в расчетах по экспортным контрактам во избежание нарушений требований нормативных актов Банка России (Инструкции N 86-И, Положения Банка России и ГТК России "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" N 101-П от 22.12.1999) юридическому лицу - резиденту, заключившему договор комиссии с поставщиками экспортной продукции (экспортеру), необходимо получить разрешение Банка России на незачисление экспортной валютной выручки на его валютный счет в уполномоченном банке (оформившем ПС по экспортному контракту) и зачисление указанных средств на счет другого юридического лица - резидента (поставщика экспортной продукции) в уполномоченном банке.
  
   12. Вправе ли уполномоченный банк без получения разрешения Банка России осуществить операции, связанные с акцептом переводных векселей по контракту, заключенному импортером - резидентом с нерезидентом с использованием аккредитивной формы расчетов и последующим возмещением выплаченных сумм резидентом - импортером?
   В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 91-И оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой с банковского счета третьего лица - резидента, не являющегося импортером, осуществляется в порядке, установленном Банком России.
   При проведении расчетов в иностранной валюте по импортному аккредитиву с акцептом уполномоченным банком переводных векселей по контракту об импорте товаров, заключенному между импортером - резидентом (клиентом банка) и нерезидентом, уполномоченный банк на основании пункта 5 Указания N 193-У вправе без получения дополнительного разрешения Банка России исполнить обязательства по акцептованному векселю в иностранной валюте.
   Расходы уполномоченного банка, связанные с исполнением обязательств по акцептованному векселю в иностранной валюте при проведении расчетов в иностранной валюте по импортному аккредитиву, могут быть возмещены (оплачены) импортером - резидентом (клиентом банка) в валюте Российской Федерации.
  
   Вопросы по применению Положения Банка России "О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности" N 157-П от 24.10.2001 (далее по тексту - Положение N 157-П)
  
   13. С момента вступления в действие Положения N 157-П допускаются ли расчеты в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности на территории Российской Федерации между резидентами и нерезидентами без разрешения Банка России?
   Действие Положения N 157-П распространяется на расчеты в иностранной валюте между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности независимо от места (территория Российской Федерации или иностранного государства) выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности.
   Положением N 157-П установлено, что расчеты в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности между резидентами и нерезидентами, указанные в Положении N 157-П, осуществляются резидентами без разрешения Банка России.
   Таким образом, с момента вступления в действие Положения N 157-П расчеты в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности на территории Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, указанные в Положении N 157-П, осуществляются без разрешения Банка России.
  
   14. Требуется ли резиденту разрешение Банка России для зачисления на свой валютный счет иностранной валюты, переведенной со счета представительства нерезидента, находящегося в Российской Федерации, в оплату оказанных на территории Российской Федерации услуг?
   В соответствии с подпунктами "б" и "д" пункта 6 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, так и находящиеся в Российской Федерации их филиалы и представительства.
   Расчеты в иностранной валюте за оказываемые резидентами нерезидентам услуги на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Положения N 157-П. При этом расчеты за оказанные услуги осуществляются без разрешения Банка России, если срок между днем оказания услуг резидентом нерезиденту и днем зачисления денежных средств на его счет не превышает 90 дней (пункт 2.2.3 Положения N 157-П).
  
   15. Вправе ли резидент осуществить перевод иностранной валюты на счет нерезидента, открытый в уполномоченном банке, в оплату услуг, оказываемых на территории Российской Федерации представительством нерезидента, зарегистрированным в Российской Федерации?
   Расчеты в иностранной валюте за оказываемые резидентами нерезидентам услуги на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Положения N 157-П. При этом расчеты за оказанные услуги осуществляются без разрешения Банка России независимо от срока между днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности и днем списания денежных средств со счета резидента (пункт 2.2.2 Положения N 157-П).
  
   16. Вправе ли резидент без разрешения Банка России зачислить на свой валютный счет в уполномоченном банке иностранную валюту, являющуюся предварительной оплатой по внешнеторговому контракту, заключенному с нерезидентом?
   Согласно пункту 2.2.1 Положения N 157-П без разрешения Банка России осуществляется зачисление на счет резидента в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в виде предварительной оплаты по внешнеторговому контракту, независимо от срока между днем зачисления денежных средств на счет и днем выполнения работ, оказания услуг или передачи результатов интеллектуальной деятельности.
   Учитывая, что вышеуказанные нормативные акты Банка России не содержат никаких ограничений по срокам проведения указанных в пункте 3.2 Положения N 39 и пункте 2.2.1 Положения N 157-П валютных операций, резидент вправе без разрешения Банка России зачислить на свой счет в уполномоченном банке иностранную валюту, являющуюся предварительной оплатой по внешнеторговому контракту, заключенному с нерезидентом, независимо от срока действия этого контракта.
  
   17. Вправе ли резидент (комиссионер или комитент) на основании пунктов 2.2.8 и 2.2.9 Положения N 157-П без разрешения Банка России осуществлять расчеты в иностранной валюте с нерезидентом (списание со счета и зачисление на счет) во исполнение договора комиссии?
   В соответствии с пунктами 2.2.8 и 2.2.9 Положения N 157-П комиссионер - резидент вправе без разрешения Банка России переводить на счет комитента - нерезидента и зачислять, в том числе от комитента - нерезидента, иностранную валюту в счет исполнения Договора.
   В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения N 157-П комитент - резидент вправе без разрешения Банка России переводить на счет комиссионера - нерезидента иностранную валюту в счет исполнения Договора. Операции по зачислению иностранной валюты, полученной от комиссионера - нерезидента комитентом - резидентом на свой транзитный валютный счет, указанными пунктами Положения N 157-П не регулируются.
 Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.