Rusimpex
Законодательство
Rusimpex
Конец текстаСодержаниеСледующая главаПредыдущая глава

I. Предпосылки развития экспорта и задачи по его стимулированию

 
     При разработке настоящей Программы учитывались как наметившиеся позитивные изменения в экономике и внешнеэкономической ситуации для России, способные улучшить положение дел в отечественном экспорте, так и вновь приобретенные или сохраняющиеся многочисленные проблемы в этой области, в том числе унаследованные от бывшего СССР.
 
     В настоящее время отечественный экспорт развивается на фоне тенденции к стабилизации экономики России, появления признаков оживления деловой, в том числе инвестиционной, активности, дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, расширения участия страны в организациях многостороннего экономического сотрудничества, улучшения мировой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта.
 
     В ближайшей перспективе важным рычагом модернизации экономики и укрепления ее экспортного потенциала станет увеличение объемов капитальных вложений.
 
     После их сокращения на 35 процентов в период 1992 - 1994 годов в первом полугодии 1995 г. появились признаки начавшегося оживления инвестиционной деятельности.
 
     К ним можно отнести увеличение доли долгосрочных кредитов, предоставленных коммерческими банками, с 4 до 12 процентов общего объема кредитов.
 
     В интересах закрепления и развития позитивных процессов в инвестиционной сфере Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1016 была одобрена Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России, предполагающая их общий рост на 4 процента в 1996 году и еще на 7 процентов в 1997 году.
 
     Реализация эффективных экспортных проектов облегчается в связи с предлагаемыми в рамках вышеупомянутой Комплексной программы схемами и механизмами смешанного государственно-коммерческого участия в расходах по реализации проектов, в том числе предоставлением государственных гарантий инвесторам.
 
     Большие возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, возникли с образованием финансово-промышленных групп.
 
     В соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" в целях повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях и видах деятельности предусмотрена государственная поддержка соответствующих проектов, в том числе оказываемая путем предоставления государственных гарантий на привлечение инвестиционных кредитов.
 
     Дополнительным источником стимулирования экспорта и производств, ориентированных на экспорт, должно стать смешанное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов с использованием международного лизинга, в том числе в рамках разрабатываемой Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации.
 
     Значительную позитивную роль в развитии российского экспорта играет последовательно проводимый курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности.
 
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 245 "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" количественные и иные нетарифные ограничения экспорта могут устанавливаться только в отношении отдельных товаров и в строго ограниченных законом случаях;
 
     отменен институт "спецэкспортеров" стратегически важных сырьевых товаров;
 
     не допускается ограничение экспорта товаров и услуг до выполнения экспортерами обязательного объема поставок на внутренний рынок.
 
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" в 1996 году будут отменены вывозные таможенные пошлины на все группы товаров, кроме нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров, ставки вывозных таможенных пошлин на которые должны быть снижены.
 
     Тенденция к ограничению административного регулирования экспорта и усилению его государственной поддержки закреплена в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и упомянутом Указе Президента Российской Федерации.
 
     В 1994 - 1995 годах Россия активизировала деятельность по формированию торгово-политических союзов и присоединению к международным экономическим организациям.
 
     Были подписаны соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с присоединением к нему ряда других бывших республик СССР.
 
     Заключено Временное соглашение между Россией и Европейским союзом о торговле и связанных с торговлей вопросах.
 
     Начались переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, деятельность которой будет строиться на комплексе новых или обновленных многосторонних соглашений, призванных упорядочить международную торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуального труда в условиях прогрессирующей либерализации.
 
     В 1995 году активизировалась работа в международных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Россия получила статус регионального члена в Экономической организации ООН для Азии и Тихого океана.
 
     Готовятся переговоры о вступлении России в Азиатский банк развития, участие в котором, как и возможное развитие сотрудничества с другими региональными банками развития, может стать инструментом поддержки экспорта.
 
     На сегодняшний день Россией подписаны более 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, ратифицированы две международные конвенции в этой области:
 
     Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров и
 
     Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
 
     Мировая конъюнктура для основных товаров российского экспорта выглядит сравнительно благоприятной:
 
     в течение 1995 года отмечался рост мировых цен на отдельные сырьевые товары, прежде всего топливно-энергетической и металлургической групп.
 
     С учетом прогнозируемого международными институтами роста мирового спроса на энергоносители и увеличения потребления цветных металлов в машиностроении промышленно развитых и новых индустриальных стран перспективы для значительной части российского экспорта можно оценить как хорошие.
 
     Дополнительными факторами улучшения внешней конъюнктуры и, следовательно, повышения доходности российского экспорта являются расширение географии зарубежных поставок отечественной продукции с целью избежания случаев затоваривания рынка, разработка системы определения таможенной стоимости товаров при экспорте для недопущения ее необоснованного занижения, расширение практики установления рекомендуемых отраслевыми союзами производителей и экспортеров минимальных экспортных цен (уже применяется в отношении лесоматериалов и химикатов).
 
     С учетом действия указанных факторов и неуклонного сужения внутреннего спроса на продукцию отечественного производства российский экспорт после резкого сокращения в 1991 - 1992 годах до 54,2 млрд. долларов США вырос на 9 процентов в 1993 году и на 11 процентов в 1994 году.
 
     Тенденция к расширению российского экспорта усилилась в 1995 году: по оценкам, темпы прироста всего экспорта составят около 21 процента, в том числе в страны дальнего зарубежья - 28 процентов.
 
     Вместе с тем успехи России в наращивании экспорта относительны. Российский экспорт развивался медленнее, чем мировой, что привело к сокращению его удельного веса в общемировом объеме с 1,63 процента в 1993 году до 1,47 процента в 1994 году.
 
     Значительное сдерживающее влияние на российский экспорт оказывают следующие факторы:
 
     низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машинотехнических изделий;
 
     тяжелое финансовое положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности и конверсионных производств, делающее практически невозможным инвестирование в перспективные ориентированные на экспорт проекты за счет внутренних ресурсов и коммерциализацию имеющихся конкурентоспособных разработок;
 
     резкое повышение реального курса рубля в связи со стабилизацией его номинального курса в рамках "валютного коридора";
 
     недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления в первой половине 90-х годов требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
 
     опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с увеличением цен на изделия обрабатывающей промышленности;
 
     несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечивающая российский экспорт;
 
     недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства российских предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
 
     разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве и со странами Восточной Европы, свертывание сотрудничества со многими партнерами из развивающихся стран;
 
     сохранение элементов дискриминации российских экспортеров за рубежом, применение методов ограничительной деловой практики, включая картельные соглашения для вытеснения или недопущения России на перспективные рынки;
 
     низкий международный рейтинг надежности России для кредитов и инвестиций, затрудняющий использование иностранных средств для развития российского экспорта.
 
     С учетом всего комплекса факторов, определяющих состояние и перспективы российского экспорта, очевидна необходимость неотложных шагов по формированию целостной системы мер государственного стимулирования экспорта, которые, с одной стороны, будут способствовать эффективному преодолению существующих проблем и препятствий в экспортной деятельности, а с другой стороны, позволят максимальо использовать в интересах развития экспорта происходящие позитивные перемены в экономике и внешнеэкономической политике России.
 
     В этой связи главной задачей Программы является формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также механизмов предоставления государственной финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.
 
     Решение главной задачи предполагает осуществление следующих мероприятий: ежегодная разработка и представление в Федеральное Собрание Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, включая перечень мер стимулирования экспорта, в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
 
     проведение систематической работы по изучению и анализу экспортного потенциала страны и динамики ее конкурентных преимуществ, а также тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мирового рынка для определения отраслевых приоритетов содействия экспорту на очередной год в рамках федеральной программы развития внешнеторговой деятельности;
 
     проведение постоянного контроля и анализа экспортной деятельности отечественных предприятий для своевременного определения и устранения проблем и препятствий в развитии этой деятельности посредством предоставления эффективной поддержки со стороны государства;
 
     согласование мер, принимаемых в сфере ВЭД, со стратегической целью и главной задачей настоящей Программы и при необходимости проведение экспертизы проектов законов и иных нормативных документов с точки зрения их влияния на развитие отечественного экспорта;
 
     увязка разделов федеральных целевых программ, касающихся вопросов экспорта, с основными направлениями и ежегодными объемами государственной поддержки экспорта, предусмотренными настоящей Программой, и включение их в Федеральную программу развития внешнеторговой деятельности на очередной год;
 
     согласование мероприятий по стимулированию экспорта, содержащихся в региональных программах экономического развития, с мероприятиями, предусмотренными настоящей Программой, в интересах расширения объемов и повышения качества предоставляемых услуг.
 
     Формирование эффективных механизмов предоставления государственной поддержки экспортерам предполагает решение ряда следующих специальных задач:
 
     создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб, включая их региональные и зарубежные представительства;
 
     обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гарантийных обязательств по экспортным кредитам;
 
     организация оперативной работы государственных органов по активному продвижению российской экспортной продукции и защите интересов отечественных предприятий за рубежом;
 
     широкое привлечение российских деловых кругов к проведению совместных мероприятий по стимулированию экспорта.
 
     Важным элементом Программы являются принципы ее реализации, обеспечивающие эффективное решение поставленных задач.
Начало текстаСодержаниеСледующая главаПредыдущая глава
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций
Шпилька М27х1000 купить в Одессе