Rusimpex
Законодательство
Rusimpex
Конец текстаСодержаниеПредыдущая глава

VI. Финансовое обеспечение программы

 
     Для реализации всего комплекса мероприятий по развитию и поддержке российского экспорта потребуются ежегодные бюджетные ассигнования, объемы которых целесообразно определять исходя из существующей мировой практики, скорректировав их с учетом современного состояния российской экономики и сложившейся структуры экспорта страны.
 
     С учетом того, что содействие экспорту является важным элементом государственной промышленной и структурной политики, и на основе анализа абсолютных показателей и динамики расходов на содействие экспорту за рубежом можно рекомендовать выделять ежегодные ассигнования на поддержку российского экспорта на уровне 0,3 - 0,35 процента объема валового внутреннего продукта, рассчитанного на базе итогов года, предшествующего принятию федерального бюджета.
 
     Указанный показатель вычислен как средний удельный вес чистых государственных расходов на содействие экспорту в добавленной стоимости обрабатывающей промышленности 22 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития на рубеже 80 - 90-х годов. Применение иной, более широкой базы расчетов для России с использованием показателя валового внутреннего продукта обусловлено переходным характером ее экономики, испытывающей острый дефицит коммерческого кредитования и страхования экспорта, а также иных средств его стимулирования.
 
     На этапе создания институциональных и организационных основ государственной службы содействия экспорту, формирования механизмов его финансовой поддержки предлагается следующая принципиальная схема соответствующей бюджетной статьи:
 
     1. Финансовое содействие экспорту, в том числе:
 
     предоставление государственных гарантийных обязательств под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами ориентированных на экспорт производств и организаций;
 
     страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от коммерческих (банковских) и политических рисков;
 
     предоставление гарантий и контргарантий по экспортным кредитам и кредитам для ориентированных на экспорт инвестиционных проектов;
 
     государственное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (предоставление кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов) как непосредственное, так и через увеличение финансовых средств в распоряжении специализированного государственного банковского института.
 
     2. Участие в финансировании организационных и специальных мер стимулирования экспорта, в том числе путем:
 
     создания и поддержания инфраструктуры содействия экспорту внутри страны и за рубежом;
 
     создания и обслуживания системы внешнеторговой информации;
 
     разработки специальных программ по продвижению отечественной продукции за рубеж (участие в выставках, ярмарках, рекламной деятельности, других мероприятиях по освоению внешних рынков) по линии Фонда поддержки экспорта;
 
     расходов на подготовку технико-экономических обоснований ориентированных на экспорт проектов и предконтрактную проработку экспортных операций.
 
     По мере укрепления государственной системы стимулирования экспорта, увеличения средств уполномоченных финансовых институтов и повышения активности частного сектора в области экспорта объемы и пропорции распределения бюджетных средств, а также направления их использования будут меняться в соответствии с характером решаемых задач.
 
     В федеральном бюджете на 1996 год ассигнования на развитие российского экспорта предусмотрены в недостаточном объеме. Это позволит приступить к реализации Программы, но не обеспечит выполнение всего комплекса условий для ее успешного осуществления.
 
     На цели государственной финансовой поддержки экспорта в федеральном бюджете на 1996 год предусматривается выделение 500 млрд. рублей (в составе прочих расходов). Средства выделяются на возвратной основе в обеспечение гарантийных обязательств государства под привлекаемые Росэксимбанком и другими банками - агентами Правительства Российской Федерации кредитные ресурсы для пополнения оборотных средств ориентированных на экспорт производств.
 
     Кроме того, в федеральном бюджете на 1996 год предусмотрено выделение 3 трлн. рублей в качестве государственной поддержки реализации размещаемых на конкурсной основе инвестиционных быстроокупаемых проектов, в ряде случаев связанных с производством товаров на экспорт.
 
     Целесообразно поручить Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о дополнительном выделении средств на поддержку экспорта в процессе исполнения федерального бюджета на 1996 год.
 
     При разработке Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности на последующие годы следует выйти на рекомендуемый уровень государственных ассигнований на поддержку экспорта, так как без этого Россия не сможет эффективно участвовать в международном разделении труда и в полной мере использовать его преимущества для развития национальной экономики.
Начало текстаСодержаниеПредыдущая глава
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций