Rusimpex
Законодательство
Rusimpex
Конец текстаСодержаниеПредыдущая главаСледующая глава

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности (с изменениями на 8 июля 1997 года)
Закон Российской Федерации от 13.10.95 N 157-ФЗ

Глава IV. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 
Статья 12. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за государственное регулирование внешнеторговой деятельности


 

 
     Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
     Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:
 
     1) осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой Российской Федерации;
 
     2) в ежегодные послания Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
 
     3) регулирует сотрудничество в военно-технической области;
 
     4) определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 1997 года Федеральным законом от 8 июля 1997 года N 96-ФЗ);
 
     5) в целях обеспечения национальной безопасности Российской экономические санкции;
 
     6) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения вправе передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
 
     7) в случае, если сочтет это необходимым, на основании части 2 статьи 85 Конституции Российской Федерации приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.
 
     Правительство Российской Федерации:
 
     1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
 
     2) разрабатывает и представляет на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
 
     3) принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации;
 
     4) принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;
 
     5) вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
 
     6) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;
 
     7) осуществляет управление федеральной собственностью Российской Федерации за рубежом;
 
     8) на основании пункта "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью.
 
     Разработка предложений по государственной внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. В случае, если затрагиваются интересы субъектов осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
     Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой настоящей статьи, обеспечивает непосредственную реализацию интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также внешнеторговой деятельности.
 
     Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
 

 

Статья 13. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности


 

 
     Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
 
     Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 
     Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
 

 

Статья 14. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности


 

 
     В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.
 

 

Статья 15. Количественные ограничения экспорта и импорта


 

 
     Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений.
 
     Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:
 
     1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
 
     2) выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
 
     3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
 
     Постановления Правительства Российской Федерации о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
 
     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 организациям-изготовителям.
 
     Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.
 

 

Статья 16. Экспортный контроль


 

 
     В целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации действует система экспортного контроля.
 
     Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации, устанавливающие перечни товаров, подпадающих под экспортный контроль, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
 
     Российская Федерация проводит единую политику экспортного контроля, определяемую исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
 
     Вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, экспорт которых контролируется согласно части первой настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
 

 

Статья 17. Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров


 

 
     Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.
 
     Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии на осуществление этой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики.
 
     Сделки по экспорту и/или импорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
 
     Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, вправе предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
 

 

Статья 18. Защитные меры в отношении импорта товаров


 

 
     В случае, если какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового, в форме количественных ограничений или введения специальной повышенной таможенной пошлины.
 
     Основанием для принятия решения о введении защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, указанного в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства Российской Федерации и/или по заявлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производителя или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми, составляет более 50 процентов общего внутреннего производства таких товаров.
 
     Расследование проводится в течение не более двух месяцев со дня принятия заявления. Предметом расследования является установление существенного ущерба или угрозы причинения такового и наличия объективной причинной связи между ростом импорта и существенным ущербом или угрозой причинения такового.
 
     Для целей настоящей статьи под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности соответствующих товаров или услуг, а под угрозой причинения существенного ущерба - очевидная неотвратимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами с целью исключения субъективных соображений о возможности причинения существенного ущерба.
 
     По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, указанный в части четвертой статьи 12 соответствующим органам иностранных государств или органам таможенных территорий о начале расследования с указанием товара, доказательств наличия существенного ущерба или угрозы причинения такового от импорта этого товара, конкретной предлагаемой защитной меры и предлагаемого срока ее введения, а также о готовности провести консультации по этим вопросам. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства Российской Федерации о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничение.
 
     Срок действия защитной меры, ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации.
 

 

Статья 19. Запреты и ограничения экспорта и/или импорта исходя из национальных интересов


 

 
     В соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
 
     1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
 
     2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
 
     3) сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;
 
     4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
 
     5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся производства и потребления;
 
     6) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
 
     7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;
 
     8) выполнение международных обязательств Российской Федерации.
 
     Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и/или импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.
 

 

 

Статья 20. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров; контроль за качеством ввозимых товаров


 

 
     Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны требованиям, установленным в Российской Федерации.
 
     Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
     Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю в порядке, определяемом федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
 
     Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:
 
     1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в части первой настоящей статьи;
 
     2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
 
     3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
 
     4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
 
     Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на Торговопромышленной палаты Российской Федерации в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.
 

 

Статья 21. Участие Российской Федерации в международных экономических санкциях


 

 
     Участие Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются указами Президента Российской Федерации.
 
     Российские лица имеют право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях, за счет средств федерального бюджета.

Начало текстаСодержаниеПредыдущая главаСледующая глава

Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций