Rusimpex

Внешнеэкономическая деятельность.
Нормативные документы

Rusimpex

Законодательство ВЭД Карта сайта
Обобщение практики применения Таможенного кодекса РФ в таможенных органах . Письмо СЗТУ РФ от 1 апреля 2005 г. N 12-01-14/5922

Обобщение практики применения Таможенного кодекса РФ в таможенных органах

Номер и дата документа Письмо СЗТУ РФ от 1 апреля 2005 г. N 12-01-14/5922
Наименование документа Обобщение практики применения Таможенного кодекса РФ в таможенных органах
   Обобщение практики применения Таможенного кодекса РФ в таможенных органах
  
  
   1. По вопросу взимания таможенных платежей и таможенных сборов
  
   1.1. НДС
  
   1.1.1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость медицинская техника согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Такой перечень с кодами ОКП утвержден Правительством РФ от 17.01.2002 N 19.
   Согласно примечанию 1 данного постановления "к перечисленной в данном перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке". То есть кроме включения кода товара в вышеуказанный перечень устанавливается еще одно обязательное условие предоставления льготы по уплате НДС - предоставление регистрационного удостоверения.
   Регистрация Минздравом РФ изделий медицинской техники осуществляется в том комплекте (составе), в котором данная техника должна использоваться. Кроме того, исходя из содержания регистрационных удостоверений Минздрава России (в том числе регистрационного удостоверения Минздрава от 15.12.1997 N 97/1458) медицинская техника проходит соответствующие испытания и может применяться в медицинской практике на территории Российской Федерации именно в той комплектации, в которой она была зарегистрирована Минздравом России.
   В связи с вышеизложенным, необходимо руководствоваться положением пп. 1.1 письма ГТК России от 04.06.2003 N 01-06/22880 в части предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники только в случае, когда ввозимый товар декларируется полностью в том комплекте, который предусмотрен регистрационным удостоверением (приложением к регистрационному удостоверению) Минздрава России.
   Следует отметить, что, согласно данному письму ГТК России, в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники не в полном комплекте решение о предоставлении льготы принимается на основании заключения ФТС России.
   1.1.2. Взимания налога на добавленную стоимость в отношении товара "лосось атлантический (Salmo salar), искусственно выращенный".
   Согласно подпункту 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации коды видов продукции в соответствии с ТН ВЭД России, облагаемых по ставке НДС 10% (согласно перечню, приведенному в подпункте 1 пункта 2 статьи 164), определяются Правительством Российской Федерации.
   В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%" (далее - постановление Правительства РФ) лосось атлантический (Salmo salar) классифицируется в товарных подсубпозициях 0302 12000 0, 0303 22000 0, 0304 10130 0 и др. и находится в исключающей части перечня товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%.
   При этом в постановлении Правительства РФ в отношении искусственно выращенного лосося атлантического (Salmo salar) не определен отдельный код товара в соответствии с ТН ВЭД России, а также отсутствует указание на необходимость применения в отношении данного товара ставки НДС 10%.
   Таким образом, в отношении искусственно выращенного лосося атлантического (Salmo salar) должна применяться ставка НДС в размере 18%.
   1.1.3. Статьей 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", а также статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации установлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве технической помощи.
   Принадлежность ввозимых на таможенную территорию РФ товаров к технической помощи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее использованием" определяется Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
   Согласно п. 5 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России от 08.10.2000 N 911 "Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия)" (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.11.2000 рег. N 2466), для производства таможенного оформления товаров получатель товаров или декларант предъявляет таможенному органу оригинал удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), выданного на основании решения комиссии.
   Также в соответствии с п. 10 вышеуказанной инструкции таможенное оформление товаров производится с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС при условии представления получателем товаров или декларантом документов, указанных в пункте 5 Инструкции.
  
   1.2. Уплата таможенных платежей при изменении режима временного ввоза на режим свободного обращения
  
   В соответствии с п. 1 ст. 214 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза, должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены к иному таможенному режиму.
   При завершении таможенного режима временного ввоза таможенным режимом таможенный склад следует руководствоваться положениями ст. 223 ТК РФ.
   Статьей 223 ТК РФ установлено, что при выпуске с таможенного склада товаров, ранее помещенных под таможенный режим временного ввоза, в целях их дальнейшего использования на таможенной территории Российской Федерации в режиме для свободного обращения исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится в соответствии со ст. 214 ТК РФ.
   Согласно ст. 214 ТК РФ при определении сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, производится зачет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, а также подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
   В соответствии с п. 6 ст. 212 ТК РФ суммы таможенных пошлин, налогов, временно ввезенных товаров, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, при помещении их под иные таможенные режимы возврату не подлежат.
  
   1.3. Денежный залог
  
   1.3.1. Изменение статуса денежных средств с денежного залога на авансовые платежи
  
   В соответствия с п. 4 ст. 345 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со ст. 357 ТК РФ или по желанию плательщика - использование для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей, либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.
   В силу положений п. 5 ст. 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов.
   Согласно п. 3 ст. 357 ТК РФ денежный залог возвращается при предоставлении таможенной расписки в валюте платежа. В случае уплаты сумм денежного залога в иностранной валюте таможенный орган при отсутствии у него денежных средств в этой валюте вправе возвратить такой залог в иной иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. Для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка Российской Федерации на день возврата денежного залога.
   Исследование правовой базы показывает, что в соответствии со ст. 330 ТК РФ лицо, внесшее авансовые платежи, вправе распорядиться об их использовании в качестве денежного залога. При этом происходит изменение статуса денежных средств с появлением таможенной расписки, подтверждающей факт внесения денежного залога. В положениях ст. 345, 357 ТК РФ используется понятие "денежный залог" и уплаченные денежные средства не рассматриваются как авансовые платежи.
   Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено автоматическое изменение статуса денежных средств с денежного залога на авансовые платежи при исполнении обеспеченного им обязательства и использовании части суммы денежного залога на уплату таможенных платежей, а также наличии непогашенной таможенной расписки.
   Таким образом, при исполнении обязательства и направлении части денежных средств, внесенных по таможенной расписке в качестве денежного залога, на уплату таможенных платежей оставшуюся сумму денежных средств необходимо рассматривать как невостребованный остаток денежного залога по исполненному обязательству.
   Дополнительно сообщаю, что изменение статуса денежных средств с денежного залога на авансовые платежи возможно при изъявлении желания плательщика о зачете данных сумм в счет будущих таможенных платежей. В дальнейшем указанные денежные средства могут быть расходованы или возвращены плательщику в соответствии с порядком, установленным к авансовым платежам.
  
   1.3.2. По обращению взыскания на денежный залог в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки, а также при неисполнении требования об уплате таможенных платежей
  
   В соответствии с п. 43 распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей" при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, а также при неисполнении требования об уплате таможенных платежей взыскание первоначально обращается на сумму денежного залога, которым было обеспечено неисполненное обязательство.
   Взыскание на невостребованный денежный залог, принятый в обеспечение иного исполненного обязательства, не связанного с тем, по которому возникла недоимка, обращается после подтверждения таможней сведений о недостаточности денежных средств на счетах лица (п. 1 ст. 353 ТК РФ и п. 23.1 распоряжения ГТК России от 27.11.2003 N 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам").
  
   1.4. Взыскание пени
  
   1.4.1. Взыскание пени в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости или классификационного решения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД России после выпуска товара
  
   В отношении порядка взыскания пени при принятии решения таможенным органом о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров установлена специальная норма. В соответствии с пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при определении таможенным органом таможенной стоимости товаров после выпуска товаров пени на дополнительную сумму таможенных пошлин, налогов, уплаченную в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, не начисляются.
   Положения п. 7 ст. 323 ТК РФ в части не начисления пеней могут применяться только при самостоятельном определении уполномоченным должностным лицом таможенного органа таможенной стоимости товара в случаях, установленных п. 20 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.
   При вынесении таможенным органом классификационного решения о товаре в соответствии с ТН ВЭД России после выпуска товара не определен особый порядок начисления пеней. Таким образом, в данном случае должны применяться общие нормы начисления и взыскания сумм пеней, установленные ст. 349 ТК РФ.
  
   1.4.2. Взыскание пени
  
   Начисления пеней при внесении обеспечения уплаты таможенных платежей
   Внесение обеспечения уплаты таможенных платежей не освобождает лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, от уплаты пени ввиду того, что в силу положений ст. 338 ТК РФ в размер обеспечения уплаты таможенных платежей не включается сумма пени, а также в соответствии со ст. 332 ТК РФ внесение обеспечения уплаты таможенных платежей не является исполнением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
   Учитывая вышеизложенное, а также согласно письму ГТК России от 07.07.2004 N 01-06/24875 "О взыскании таможенных платежей и начислении пеней" в случае выявления в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, факта неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов после их выпуска при осуществлении отдельных форм таможенного контроля пени, с учетом пункта 5 статьи 329 Таможенного кодекса, подлежат начислению со дня, следующего за днем принятия таможенной декларации таможенным органом.
  
   Взыскание пени с физических лиц
   Законодательством Российской Федерации снижение размера пеней, причитающихся к взысканию с юридических и физических лиц за нарушение сроков уплаты таможенных платежей в размере, установленном налоговым и таможенным законодательством, не предусмотрено, а также нет норм, предусматривающих возможность применения к административным (таможенным, налоговым) правоотношениям норм ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, уменьшение размера пеней на основании применения норм гражданского законодательства неправомерно. Также действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено случаев полного освобождения юридических и физических лиц от уплаты пеней, начисленных за просрочку уплаты таможенных платежей. Таким образом, невозможно аннулирование задолженности по пеням, числящейся за физическими лицами, и, соответственно, исключение сумм этих задолженностей из статистических форм отчетности.
   В то же время в соответствии с п. 3 ст. 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке. Аналогичный порядок применим в отношении взыскания пеней (п. 9 ст. 349 Таможенного кодекса РФ). То есть фактическим правовым основанием для осуществления принудительных мер по взысканию платежей с физического лица, ответственного за их уплату, и пени служит соответствующее судебное решение, постановившее в своей резолютивной части осуществить взыскание. При этом собственно взыскание производится не таможенным органом, а службой судебных приставов и только в том объеме, в котором установил и признал суд. Одновременно заметим, что законодательством РФ не допускается повторное рассмотрение в судебном порядке искового заявления при наличии вступившего в законную силу решения по тому же предмету спора между теми же сторонами. То есть в сложившейся ситуации дальнейшее принудительное взыскание причитающихся к уплате пеней с физических лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, оказывается невозможным.
   При этом сведения о наличии у конкретного лица задолженности по уплате пеней подлежат отражению в статистических формах отчетности таможни и использованию в работе, например, при обращении лица с заявлением на возврат денежных средств и т.д.
   Кроме того, необходимо отметить, что принудительное взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов и, соответственно, пеней может производиться не только с лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, но и за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. Применительно к физическим лицам-должникам обращение взыскания на конкретные товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов и пеней осуществляется на основании решения суда общей юрисдикции. При этом предмет иска отличен от предмета общего иска о взыскании с физического лица неуплаченных таможенных платежей и пеней за счет его имущества. При наличии правовых оснований и возможности необходимо использовать данный элемент механизма взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов и пеней.
   При фактической невозможности взыскания задолженности по таможенным платежам и пеням с физических лиц дальнейшие действия таможенного органа должны быть направлены на признание такой задолженности безнадежной к взысканию и ее списание. Порядок признания задолженности по таможенным платежам и пеням безнадежной к взысканию и ее списания утвержден приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035, сохранившим юридическую силу с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ. В соответствии с п. 1 указанного Порядка в отношении задолженности физических лиц предусмотрено только одно основание для ее списания - смерть или объявление судом физического лица умершим. Со своей стороны таможенный орган вправе предпринять необходимые меры для признания лица умершим в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Все вышесказанное относительно списания задолженности физических лиц в полной мере относится к восстановленным суммам задолженности по пеням в связи с отсутствием оснований для их аннулирования.
  
   1.5. Возврат денежных средств
  
   1.5.1. Возврат денежного залога
  
   1) Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" установлена форма заявления о возврате (зачете) денежных средств и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей.
   Приведенные в типовой форме заявления ссылки на статьи 330, 345, 355, 356, 357 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а также случаи оснований для возврата (зачета) денежных средств свидетельствуют, что утвержденная форма заявления о возврате (зачете) денежных средств распространяется на принятие решения о возврате (зачете) денежных средств, в том числе и денежного залога.
   В соответствии с п. 23 Инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки, утвержденной приказом ГТК России от 24.11.2003 N 1311, суммы обеспечения возвращаются в валюте платежа при представлении плательщиком оригинала третьего экземпляра таможенной расписки.
   На основании вышеизложенного, а также в силу положений ст. 345, 357 ТК РФ и в целях обеспечения прав плательщика на денежные средства, находящиеся на счете таможенного органа, и недопущения их возврата неуполномоченным лицам решение о возврате (зачете) денежного залога должно приниматься на основании заявления плательщика, составленного по установленной форме, документов, подтверждающих исполнение обязательства, оригинала третьего экземпляра таможенной расписки, а также документов (за исключением 2 и 3 документа), перечень которых определен приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607.
   2) В соответствии с пунктом 5 статьи 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. При этом согласно пункту 4 статьи 345 ТК РФ при исполнении обязательства по желанию плательщика денежные средства, внесенные в качестве денежного залога, могут быть возвращены плательщику в соответствии со статьей 357 ТК РФ, использованы для уплаты таможенных платежей, зачтены в счет будущих таможенных платежей либо использованы для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.
   Согласно п. 5 ст. 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов.
   Процедура возврата денежного залога определена приказом ГТК России от 24.11.2003 N 1311 "Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также Инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки".
   При этом в силу положений п. 23 Инструкции суммы обеспечения возвращаются в валюте платежа при обязательном представлении плательщиком третьего экземпляра оригинала таможенной расписки при условии исполнения обязательств.
   С учетом того, что механизм зачета денежного залога содержит в себе процедуру, аналогичную процедуре возврата денежного залога, зачет денежных средств производится при обязательном выполнении требований ст. 357 ТК РФ и положений приказа ГТК России от 24.11.2003 N 1311.
   Таким образом, не имеется правовых оснований для возврата (зачета) денежного залога без соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов ФТС России, в частности, в случаях непредставления плательщиком 3-го экземпляра оригинала таможенной расписки.
   Следует отметить, что действующим таможенным законодательством Российской Федерации не предусмотрены случаи возврата плательщиком оригинала третьего экземпляра таможенной расписки таможенному органу.
  
   1.5.2. Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин
  
   В соответствии с п. 5 ст. 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей, за исключением денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со ст. 357 ТК РФ.
   Согласно пункту 27 Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р, подлинник банковской гарантии возвращается принципалу или гаранту на основании представленного в таможню письменного заявления в произвольной форме и оригинала третьего экземпляра ТПО.
   Таким образом, у таможенного органа отсутствуют правовые основания для возврата подлинника банковской гарантии без представления в таможню оригинала третьего экземпляра ТПО.
   При этом в силу положений подпункта 4 пункта 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность гаранта перед бенефициаром по гарантии может быть прекращена вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств. Прекращение обязательства гаранта по данному основанию не зависит от того, возвращена ли ему гарантия.
   Таким образом, при непредставлении принципалом в таможенный орган оригинала третьего экземпляра ТПО при условии исполнения обеспеченного обязательства необходимо направлять гаранту письменное заявление об освобождении его от принятых обязательств с оставлением подлинника банковской гарантии в отделе по учету обеспечения таможни.
  
   1.5.3. Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате денежных средств со счетов таможенных органов
  
   Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате денежных средств со счетов таможенных органов, утвержден приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607. Согласно данному перечню для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов необходимо представление в таможенный орган платежных документов, а также документов, на основании которых исчислялись таможенные платежи.
   При этом в целях подтверждения поступления и расходования авансовых денежных средств, как правило, необходимо представление оригинала платежного документа с отметками таможенного органа о списании таможенных платежей.
   В то же время в случае оплаты таможенных платежей с применением пластиковой микропроцессорной карты первый экземпляр чека, сформированного электронным терминалом, подписанного держателем карты и инспектором таможенного органа, согласно пункту 16 Технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), утвержденной приказом ГТК России от 03.08.2001 N 757, должен передаваться на хранение в отдел таможенных платежей (отдел федеральных таможенных доходов и учета денежных средств) таможни. Кроме того, учитывая положения пункта 8 данной Технологии оплата денежных средств осуществляется исключительно в соответствии с начислениями по конкретной таможенной декларации.
   При этом следует принимать во внимание, что в настоящее время бумажные экземпляры чеков, распечатываемых с применением платежных терминалом, обладают невысоким качеством, что влечет их недолговечность (выцветание текста, ветхость бумаги и пр.).
   Таким образом, учитывая положения приказа ГТК России от 03.08.2001 N 757, в порядке исключения возможно осуществлять возврат денежных средств, оплаченных с применением микропроцессорной пластиковой карты, при представлении копии платежного документа (чека) и при условии фактического зачисления данных денежных средств на лицевой счет СЗТУ.
   Относительно представления оригиналов иных документов, представление которых предусмотрено приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607, следует учитывать следующее.
   Согласно письму ФТС России от 17.12.2004 N 01-06/11395 "О перерегистрации таможенных органов" таможни и таможенные посты являются самостоятельными юридическими лицами. Таким образом, структурному подразделению таможни, принимающему решение о возврате (зачете) денежных средств, необходимо запрашивать у иного таможенного органа документы, ранее представленные при таможенном оформлении. Исполнение подобных запросов требует дополнительных временных затрат.
   Учитывая изложенное, рекомендуем в целях ускорения принятия решения о возврате (зачете) денежных средств прилагать к заявлению о возврате все предусмотренные приказом документы, включая оригиналы таможенных деклараций.
  
   1.6. Применение таможенного приходного ордера
  
   В соответствии с п. 1.3 Инструкции о порядке заполнения таможенного приходного ордера и уплаты платежей с его применением, утвержденной приказом ГТК России от 14.05.1997 N 265 таможенный приходный ордер служит для начисления и уплаты, а также для автоматизации учета таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенное оформление.
   В соответствии с п. 1 ст. 169 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит (далее - МТТ) осуществляется по правилам, установленным статьями 80-86 ТК РФ в отношении внутреннего таможенного транзита.
   В соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 80 ТК РФ разрешение на внутренний таможенный транзит выдается при представлении транзитной декларации.
   Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 утверждена форма бланка транзитной декларации ТД, в которой при уплате таможенных сборов за таможенное оформление предусмотрено заполнение граф 47 и В.
   При этом согласно п. 1 ст. 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления вправе принимать коммерческие, транспортные (перевозочные) документы.
   Таким образом, в случае принятия при МТТ коммерческих, транспортных документов в качестве транзитной декларации без оформления вышеуказанного бланка ТД, уплата таможенных сборов за таможенное оформление должна осуществляться с применением таможенного приходного ордера.
  
   1.7. Предоставление льгот
  
   1.7.1. Льготы по уплате ввозной таможенной пошлины
  
   В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 льготы по уплате ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями.
   В случае продажи (уступки) доли иностранного инвестора иному российскому юридическому лицу или иностранному лицу, не являющемуся учредителем организации с иностранными инвестициями, либо другому российскому акционеру, распоряжение товарами, ранее ввезенными в качестве вклада в уставный (складочный) капитал такой организации со льготами по уплате ввозной таможенной пошлины, допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты условно начисленной таможенной пошлины.
  
   1.7.2. Освобождение от уплаты таможенных сборов
  
   В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), вступившей в действие с 1 января 2005 года, культурные ценности, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования подлежат освобождению от уплаты таможенных сборов.
   При этом законодательной властью при установлении порядка освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление указанной категории товаров не были учтены положения ст. 210, 253 ТК РФ, согласно которым в целях завершения таможенных режимов временного ввоза и временного вывоза товары должны помешаться под таможенные режимы реэкспорта и реимпорта соответственно. Освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление культурных ценностей, помещаемых под таможенные режимы реэкспорта и реимпорта ст. 357.9 ТК РФ, не предусмотрено.
   Учитывая вышеизложенное, таможенные органы Российской Федерации в настоящее время не имеют правовых оснований для освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление предметов из состава Музейного фонда Российской Федерации, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме реимпорта после их временного экспонирования за рубежом, а также предметов из собраний зарубежных музеев, вывозимых в таможенном режиме реэкспорта после их экспонирования в музеях Российской Федерации.
   В отношении данных товаров должны уплачиваться таможенные сборы за таможенные оформление по ставкам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров". При этом согласно ст. 357.10 ТК РФ размер таможенного сбора за таможенное оформление не может быть более 100 000 рублей.
   Следует отметить, что в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 357.9 ТК РФ определение случаев освобождения товаров от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление находится в компетенции Правительства Российской Федерации.
  
   1.8. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в случае условного выпуска товаров
  
   Подпунктом 2 пункта 1 ст. 337 ТК РФ установлено, что в случае условного выпуска товаров требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
   В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 151 ТК РФ товары подлежат условному выпуску в случае их помещения под таможенные режимы: таможенного склада; беспошлинной торговли; переработки на таможенной территории; переработки для внутреннего потребления, временного ввоза; реэкспорта; международного таможенного транзита; уничтожения; специальные таможенные режимы, применимые к ввозимым на таможенную территории России товарам.
   Таким образом, при помещении товаров под перечисленные таможенные режимы требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
   Как следует из разъяснений ГТК России, содержащихся в письме от 26.04.2004 N 01-06/15406, положения п. 2 ст. 337 ТК РФ, касающиеся возможности непредоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (далее - обеспечение), при наличии у таможенного органа оснований полагать, что взятые перед ним обязательства будут выполнены, не применяются в случаях, когда нормативные правовые акты в области таможенного дела содержат прямые предписания о предоставлении обеспечения.
   Так, в частности, пунктом 3 ст. 259 ТК России установлено, что предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей является одним из условий помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли.
   Следовательно, при применении таможенного режима беспошлинной торговли обеспечение должно предоставляться таможенному органу независимо от наличия у него оснований полагать, что владельцем магазина беспошлинной торговли будут выполнены обязательства перед таможенным органом.
   Статьей 160 ТК России установлено, что таможенный орган вправе требовать предоставление обеспечения при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенные режимы, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
   Действующим таможенным законодательством не установлены критерии, которыми должен руководствоваться таможенный орган при принятии решения по вопросу о необходимости предоставления обеспечения. В связи с изложенным необходим индивидуальный подход со стороны таможенного органа к каждому случаю выдачи разрешения на помещение товаров под те таможенные режимы, по которым действующим законодательством не установлено обязательное предоставление обеспечения.
   Согласно рекомендациям, содержащимся в письме ГТК России от 26.04.2004 N 01-06/15406, решение о необходимости внесения обеспечения принимается начальником таможенного органа с учетом системы анализа и управления рисками. При принятии решения начальник таможенного органа должен исходить прежде всего из того, что задолженность по уплате таможенных платежей, возникшая в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства перед таможенным органом, должна быть погашена в любом случае.
  
   2. СВХ и таможенный склад
  
   В отношении товаров, максимальный срок нахождения которых на складе временного хранения истек, и в отношении которых вынесены постановления по делам об административных правонарушениях по ст. 16.16 КоАП РФ, предусматривающей административное взыскание за непринятие лицом в установленный срок мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров.
   В случае истечения предельного срока хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе допускается обращение взыскания на товары, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, без направления требования об уплате таможенных платежей.
   При обнаружении товаров, находящихся на таможенном складе по истечении предельно допустимого срока их хранения, которые не заявлены под иной таможенный режим в соответствии с ТК РФ с уплатой причитающихся за них таможенных пошлин, таможенным органом составляется акт, фиксирующий факт истечения сроков хранения, предусмотренный ст. 429 ТК РФ. Данные товары не могут рассматриваться как обращенные в федеральную собственность, поэтому в данном случае невозможно применение постановления Правительства от 19.04.2002 N 260.
   В связи с тем, что в настоящее время отсутствует нормативная база, регламентирующая порядок распоряжения имуществом, не обращенным в собственность государства, до принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации реализация таких товаров может осуществляться только на основании судебного решения, устанавливающего наложение взыскания в виде конфискации за совершение административного правонарушение.
  
   3. Применение таможенных режимов
  
   3.1. Таможенный режим переработки
  
   В соответствии с п. 5 ст. 180 и п. 5 ст. 204, если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларации, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 настоящего Кодекса, т.е. трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации. В данном случае выпуск таможенной декларации рассматривается как выдача разрешения на переработку.
   Таким образом, таможенный орган должен принять решение об открытии режима переработки в течение указанного трехдневного срока.
   По вопросу применения п. 3 ст. 178 Таможенного кодекса РФ следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2003 N 744, доведенного до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 25.12.2003 N 01-06/50415.
   Статьей 177 Таможенного кодекса РФ не определены причины, которые могут являться основанием для отказа в продлении срока переработки товаров. Возможность предоставления продления первоначально определенного срока переработки товаров должна определяться таможенным органом исходя из конкретной ситуации, согласно мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку, в пределах срока, установленного п. 1 ст. 177.
   По вопросу переоформления лицензий на переработку товаров, выданных до 01.01.2004, следует руководствоваться письмом ГТК России от 25.12.2003 N 01-06/50290.
   Согласно п. 2 ст. 174 Таможенного кодекса РФ переработка на таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать ввезенные товары в продуктах переработки, за исключением случая, когда таможенный режим завершается вывозом продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, эквивалентных ввезенным. В соответствии со статьями 198 и 206 Таможенного кодекса РФ переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки, за исключением случая замены продуктов переработки иностранными товарами, если операцией по переработке является ремонт. Кроме того, до сведения таможенных органов доведено письмо ГТК России от 13.02.2004 N 05-32/5425, в котором разъяснен вопрос необходимости идентификации товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, в продуктах переработки.
  
   3.2. Отказ в пользу государства
  
   Согласно п. 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в случае помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства представление сертификата соответствия не требуется. Отсутствие необходимости представления сертификата соответствия при указанном таможенном режиме подтверждается письмом ГТК России от 02.12.2003 N 01-06/47265 и письмом ГТК России от 18.12.2003 N 01-06/49301.
  
   3.3. Временный ввоз
  
   В соответствии с пунктом 2 ст. 213 ТК России таможенный орган устанавливает срок временного ввоза товаров с учетом цели и обстоятельств такого ввоза в пределах сроков, установленных п. 1 данной статьи.
   Следовательно, если выполняются условия, установленные абзацем 3 п. 1 ст. 213 ТК России (т.е. товар относится к основным производственным фондам и не является собственностью российских лиц), таможенный орган вправе установить срок временного ввоза товара с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в пределах 34 месяцев.
   При рассмотрении вопроса об отнесении товара к основным производственным фондам необходимо руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
   Относительно сроков временного ввоза грузовых автомобилей сообщаем следующее.
   Грузовые автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве, могут помещаться под таможенный режим временного ввоза (в порядке, установленном для товаров) как в целях использования для осуществления международных перевозок товаров, так и в целях использования для осуществления внутренних перевозок товаров.
   В первом случае в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 в отношении временно ввезенных грузовых автомобилей (если они классифицируются в товарных позициях ТН ВЭД России, перечисленных в данном пункте) предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов на весь срок эксплуатации. В названном постановлении Правительством РФ установлен более продолжительный срок временного ввоза товаров, чем срок, указанный в первом абзаце п. 1 ст. 213 ТК России.
   Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 213 ТК России в данном случае таможенным органом должен устанавливаться срок временного ввоза автотранспортных средств, исходя из заявления лица и в пределах срока к эксплуатации.
   Во втором случае при временном ввозе грузовых автомобилей предоставляется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. При выполнении условий, установленных абзацем 3 п. 1 ст. 213 ТК России, срок временного ввоза грузового автомобиля может устанавливаться таможенным органом в пределах 34 месяцев.
   В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории России, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней. Пунктом 3 ст. 32 названного Федерального закона установлено, что на территории РФ запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
   Следовательно, при установлении срока временного ввоза грузового автотранспортного средства таможенный орган должен учитывать не только цели его использования, но и срок действия страхового полиса.
   ТК России не установлен предельный срок временного вывоза товаров. Однако срок завершения таможенного режима временного вывоза товаров путем их заявления к таможенному режиму реимпорта при обратном ввозе на таможенную территорию России ограничен сроками, установленными подпунктом 2 пункта 1 ст. 235 ТК России. Таким образом, в случае установления более продолжительного срока временного вывоза товаров таможенный режим временного вывоза товаров может быть завершен (в случае их ввоза на таможенную территорию) заявлением товаров к таможенному режиму, отличному от реимпорта (выпуску для внутреннего потребления, отказу в пользу государства либо иному таможенному режиму, применимому к ввозимым товарам).
   Таким образом, при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим временного вывоза необходимо письменно уведомлять заявителя о сроках помещения товаров под таможенный режим реимпорта.
  
   4. Таможенный контроль
  
   4.1. Требования, предъявляемые к экспертизам
  
   Главой 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определены требования, предъявляемые к экспертизам и исследованиям товаров при осуществлении таможенного контроля.
   В соответствии со статьей 378 при назначении экспертизы по инициативе декларанта либо иного заинтересованного лица указанные лица вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.
   О назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя выносит об этом постановление, в котором указываются, в том числе, основания для проведения экспертизы, вопросы, поставленные перед экспертом, а также указывается о предупреждении эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Форма постановления о назначении экспертизы определена приложением 3 к письму ГТК России от 29.12.2003 N 01-06/50632.
   Статьей 379 ТК РФ к заключению эксперта предъявляются определенные требования; в частности, в заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводилось исследование, вопросы, поставленные перед экспертом, оценка результатов исследования, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
   Протокол испытаний не является заключением эксперта согласно ТК РФ, так как не отвечает его требованиям.