Rusimpex

Новости ВЭД.

Rusimpex

Конец раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте


Анализ производства водки в России
Водка — жидкая валюта СССР, неразменная монета советских трактористов, оплата труда сантехников, стограммовая «взятка» мелких предпринимателей. Водка была и есть одним из самых популярных крепких алкогольных напитков. Как говорится в исследовании, подготовленном информационно-аналитической компанией VVS и предоставленном RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, по данным Росстата, с 2010 года по июнь 2012 года в России было произведено 2,3 млрд литров водки: «>
     В 2011 году не было ни одного квартала, в котором отечественные предприятия превысили бы прошлогодние объемы выпуска. Итог получился неутешительным: годовое производство «огненной воды» упало на 10%. Однако уже первые результаты 2012 года обнадеживают: рынок стал восстанавливаться. Так, в I квартале 2012 года отечественные предприятия выпустили водки на 6,8% больше, чем за первые 3 месяца 2011 года. А объемы производства II квартала 2012 года показали блестящий результат по отношению к аналогичному периоду 2011 года – плюс 23,7%. В апреле-июне удалось даже обогнать показатели 2010 года на 18%. Ведущими федеральными округами по производству водки в 2010 году – первой половине 2012 года были Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа:
      Причем стоит отметить, что доля ЦФО в общей структуре производства неуклонно падает. Так, в 2011 году Центральный федеральный округ потерял 2,2%, а по итогам января-июня 2012 года снижение составило еще 6,7%. Абсолютно противоположная ситуация сложилась в Поволжье и Сибири: за 2,5 года эти субъекты смогли нарастить свою долю на 6% и 3,6% соответственно. Несмотря на то что водку производят более чем в 70 регионах России, географическое распределение по объемам производства довольно неравномерное. Лидерами в этой отрасли являются Московская область, Москва, Омская область, Татария, Кабардино-Балкарская Республика, Кемеровская и Новосибирская области. На долю этих семи регионов приходится свыше 50% объема производства водки. Рассмотрим крупнейшие заводы-производители водки.
     ЗАО «Русский алкоголь» Созданная в марте 2003 года компания ЗАО «Русский алкоголь», на сегодняшний день является безусловным лидером российского рынка крепкого алкоголя. В ее состав входят ЗАО «ЛВЗ «Топаз», ЗАО «Сибирский ЛВЗ», ООО «Парламент Продакшн». На определенном этапе группой компаний «Русский алкоголь» было принято решение изменить марочный портфель компании, введя в него новые марки и изменив уже существующие, наиболее популярные. В настоящее время на предприятиях компании в России выпускаются: «Зеленая марка», «Журавли», «Парламент», «Урожай», «Маруся», «Серебряный купаж», «Талка», «Сотка», «Гербовая», «Ямская». Завод «Кристалл»
      «Московский казенный винный склад №1», будущий завод «Кристалл», — одно из старейших и крупнейших предприятий отрасли. В 1993 году было зарегистрировано открытое акционерное общество «Московский завод «Кристалл» и его торговая марка. Наиболее популярные бренды водки, выпускаемые заводом: «Белый ключ», «Путинка», «Золотое кольцо», «Старая Москва», «Чистый кристалл», «Столичная», «Эталон». ОАО «Синергия»
     ОАО «Синергия» — одна из лидирующих компаний российского алкогольного рынка, стратегическим направлением деятельности которой является выпуск ликероводочной продукции. ОАО «Синергия» структурировано как холдинг, в который в настоящее время входят 16 предприятий в 7 регионах Российской Федерации. В общей сложности, ликероводочные заводы, входящие в компанию «Синергия», производят около 50 видов водок различных качественных и ценовых групп, два десятка видов горьких и сладких настоек на основе растений и ягод, несколько видов бальзамов, а также ром, коньяк, джин, ликер, вина и другие слабоалкогольные напитки. «Синергия» обладает сбалансированным портфелем торговых марок, обеспечивающих присутствие продукции компании во всех ценовых сегментах. Основными брендами «Синергии» являются Beluga, «Русский лед», «Мягков», «Беленькая», «Белое озеро» и «Государев заказ». ООО «Алкогольная сибирская группа»
     ООО «Алкогольная сибирская группа» — одно из крупнейших сибирских предприятий по реализации алкоголя, входящее в тройку российских лидеров алкогольной отрасли. Основные торговые марки водки – «Пять озер», «Кедровица», «Хаски». Вся продукция компании «Алкогольной сибирской группы» производится на заводе «Омсквинпром» в Омске. Производственная мощность завода — 17 млн дал продукции в год. ОАО «Татспиртпром»
     Компания «Татспиртпром» была создана в 1997 году, и сегодня в ОАО «Татспиртпром» входят 2 спиртовых, 4 ликероводочных заводов Республики Татария, а также винзавод в Казани. Общая производительная мощность спиртовых заводов — 3,7 млн дкл спирта в год. Предприятия компании «Татспиртпром» выпускают широкий ассортимент алкогольной продукции – порядка 50 наименований водки, ликеров, настоек, наливок, десертных напитков, вин, аперитивов, бальзамов, коньяков и коньячных напитков. Основные бренды: Akdov Original, «Старая Казань», «Ханская», Xtar, «Добрые времена», «Коба», «Снежница», Graf Ledoff, «Ваш выбор», «Тундра», «Серебряная гора», «Царь Кедр», «Хлебная Люкс», «АльфаПрофи», «Голубое озеро», «Русская валюта», Omega, «Доцент».
     ОАО «Башспирт» ОАО «Башспирт» является одним из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции в России, обединившим семь заводов Республики Башкирия. Портфель брендов: «Башкирский стандарт», «Белебеевская», «Калиновая», «Петровский сенат», «Крещенские морозы», «Новая», «Ермолаевская», «Лесная красавица Люкс», «Золото Башкирии Люкс», «Снежные вершины Люкс», «Белый чай», «Сталковская», «В семейном кругу», «Гостинка», «Курай», «Уфимка», «Федор Шаляпин», «Давай, за жизнь…». Внешнеторговый рынок водки
      По данным официальной таможенной статистики, за I полугодие 2012 года было экспортировано водки на общую сумму в $69,9 млн (данные по ВЭД предоставлены без учета торговли с республиками Белоруссия и Казахстан): «>
     Несмотря на присутствие положительных тенденций, экспорт все же не показывает стремительный рост, а остается на уровне прошлогодних показателей — +2%. Лидирующую позицию в рейтинге стран — покупателей российской водки в 2012 году заняла Украина, на чью долю пришлось 16,8% общего объема экспорта в стоимостном выражении: «> Германия ей уступила 3% и заняла вторую строчку в общем зачете. На третьем месте расположились Соединенные Штаты — 10,3%. Среди брендов, экспортируемых с территории России, лидирующую позицию занимает водка «Русский стандарт», доля которой по итогам первого полугодия 2012 года составила 39% общего экспорта в стоимостном выражении: «> На втором месте обосновалась «Зеленая марка» с 16,2%,а замыкает тройку лидеров Beluga — 5,4%. Стоит отметить, что на отечественном рынке водки присутствует и водка иностранного производства. Так, за январь-июнь 2012 года на территорию России было импортировано водки на общую сумму в $61,2 млн: «> При этом импорт показывает тенденцию роста: за I квартал 2012 года ввоз водки вырос по отношению к I кварталу 2011 года на 23,5%, а во II квартале в сравнении с показателями аналогичного периода предыдущего года — на 38,5%. Таким образом, за первое полугодие 2012 года импорт увеличился на 31,7% по отношению к январю-июню 2011 года. 80% всей импортируемой сорокаградусной в Россию пришлось на две страны — Украину и Финляндию: «> Водка украинского производства заняла поистине львиную долю в импорте – 60,1%, а финская — 20%. По итогам первого полугодия 2012 года наиболее популярной маркой зарубежной водки стала украинская «Хортиця», на которую пришлось чуть менее трети от всей суммы импорта: Финская Finlandia расположилась на второй строчке рейтинга — 13,7%. Замыкает тройку лидеров еще один украинский бренд — «Хлебный дар» с 12%. Регулирование рынка водки в России К сожалению, зачастую на прилавках магазинов можно встретить так называемую контрафактную водку. По разным оценкам, доля нелегального алкоголя на рынке России достигает 50-60%. Для снижения таких запредельных цифр было предложено даже ввести алкогольную госмонополию, но такие правительственные предложения были приняты в штыки основными производителями крепкого алкоголя. Они считают, что нынешнее государственное регулирование по легализации рынка весьма успешно и результативно, и в таких революционных мерах просто нет нужды. Известно, что с 1 июля 2012 года минимальная розничная цена на пол-литровую бутылку водки составляет 125 рублей. Изначально рассматривался вариант роста минимальной цены на бутылку водки до 140 рублей, но были учтены интересы легальных участников рынка, работающих в регионах, — они не имеют широкой сети дистрибьюции и не могут создать высокую наценку на свою продукцию. Кроме того, в России запланирован рост акцизов на алкоголь. В настоящее время сбор составляет 300 рублей за литр безводного этилового спирта. В 2013 году акциз планируется поднять до 400 рублей, в 2014 году — 500 рублей, в 2015 году — 600 рублей за литр. В конце апреля 2012 года глава Росалкогольрегулирования С.Чуян заявлял, что минимальная цена на водку должна вырасти в России до 250 рублей. Но, по его словам, сначала необходимо полностью легализовать алкогольный рынок. Он отмечал, что в 2013 году минимальная стоимость водки в рознице вырастет до 190 рублей. При всем сказанном председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Д.Добров заявляет, что рост акциза и минимальной отпускной цены может свести на нет все достигнутые положительные моменты: «Если стандартная поллитровка будет стоить дороже 160 рублей, однозначно будет резкий всплеск производства «левака» и рост потребления суррогатов, — уверен Д.Добров. — И никакая госмонополия тут не поможет». В качестве правительственных мер по снижению употребления алкоголя также выступает запрет на рекламу: с 23 июля 2012 года в России нельзя размещать рекламу алкогольной продукции на телевидении, радио, в Интернете, на транспорте и уличных рекламных щитах. Пока что остается возможность рекламировать алкоголь в печатных СМИ — за исключением первой и последней страниц, — но лишь до 1 января 2013 года. Помимо всего вышесказанного, установлен запрет на продажу алкоголя в ночное время (с 23 до 8 часов по местному времени), за исключением магазинов беспошлинной торговли и организаций общепита. А полный запрет на розничную продажу распространяется на детские, образовательные, медицинские организации, организации культуры (за исключением расположенных в них пунктов общепита), объекты спорта, места массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности (в том числе вокзалы, в аэропорты, станции метрополитена).
   
RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET

Начало раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»