Rusimpex

Новости ВЭД.

Rusimpex

Конец раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте


Игроки нового экспорта
Игроки нового экспорта
     На фоне роста поставок за рубеж несырьевых неэнергетических товаров и услуг меняется и профиль участника ВЭД. Теперь это не только крупные компании, но и представители малого и среднего бизнеса.
     
     Кейс 1. Пришли с вином
     Компания «Кубань-Вино» начала поэтапный выход за пределы России в 2015 году. «За эти три неполных года мы реализовали на экспорт более 1 млн бутылок, но эти несколько лет ценны не столько объемами поставок, сколько изучением самого предмета экспорта, так как по-настоящему успешных кейсов в нашей отрасли не существовало», — рассказывает глава экспортного департамента компании Эдуард Долгин. Сейчас российские вина поставляются в Японию, Китай, Гонконг, Казахстан, Бразилию, Испанию. В 2019 году «Кубань-Вино» рассчитывает выйти на рынки стран Европы, бывшего СССР, Азии и Ближнего Востока. Главная трудность — поиск партнеров, признают в компании, но этой проблеме предшествует множество других. «Это и отсутствие известности российской продукции за рубежом, и слабое развитие логистической инфраструктуры для экспортеров, и несовершенное валютное законодательство и другие», — добавляет Эдуард Долгин. «Кубань-Вино» сотрудничает с Российским экспортным центром с 2017 года, за это время компания приняла участие в ряде субсидированных выставок, получала информацию об интересующих рынках и прошла сертификацию по программе Made in Russia.
     Кейс 2. Высокотех из Сибири
     Томская компания «Рубиус», занимающаяся разработкой инженерного программного обеспечения в области автоматизации проектирования и геоинформационных систем, начала экспортную деятельность в 2013 году, подписав первый крупный контракт с компанией из США, по которому продолжает работать до сих пор. Сейчас ее решениями пользуются в 180 странах мира, а за 2018 год объем зарубежных поставок превысил $1,5 млн. «Основные трудности связаны с коммуникацией и стереотипами о странах. В последние годы существенное влияние оказывают санкции, так как зачастую бизнес в США не готов вкладываться в построение долгосрочных отношений, когда в любой момент эти связи могут оборвать политики», — говорит специалист по маркетингу компании Анна Высоцкая. В то же время позитивный образ русской инженерной школы (и особенно программистов) продавать помогает. «Если ты русский, тебе не нужно доказывать, что ты умеешь писать высококлассный код. А еще тот факт, что мы из Сибири, вызывает у них настоящий восторг», — поясняет она. Участие «Рубиуса» в крупнейших российских выставках под эгидой РЭЦ уже принесло компании несколько крупных контрактов. В будущем там надеются получить поддержку, чтобы побывать на крупнейших зарубежных конференциях и выставках, а в планах на 2019 год — регистрация товарного знака в США, увеличение оборота компании на 50% и привлечение дополнительных проектов в области виртуальной/дополненной реальности, машинного обучения, компьютерного зрения, искусственного интеллекта и больших данных. Компания также рассчитывает удвоить продажи двух новых продуктов — системы календарного планирования и управления командами Planyway (130 тыс. пользователей по всему миру) и шумоизолированной кабины Qubius для опенспейс-офисов.
     Кейс 3. Расширение электроснабжения
     Другой представитель российского высокотеха — НПО «Санкт-Петербургская электротехническая компания» (СПБЭК) — впервые вышел на зарубежный рынок еще в 2004 году: тогда это были небольшие проекты по оказанию услуг. Сейчас география проектов компании, предлагающей технические решения в сфере автоматизации и электроснабжения промышленности, охватывает более 20 стран мира в СНГ, Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Объем экспорта за последние три года составил более 400 млн руб., рассказывает генеральный директор компании Александрс Народицкис. Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться экспортеру, — высокий курс валют по отношению к рублю и высокие процентные ставки на кредиты для инвестиционных зарубежных проектов, а также геополитическая напряженность. «В ходе переговоров с зарубежными партнерами мы часто слышим о политических ограничениях. И все единогласно говорят об их негативном влиянии на развитие бизнеса. Компании хотят развивать сотрудничество, и те, кто не зависит от государства, ведут более смелую политику. Именно поэтому важно заручиться поддержкой РЭЦ, гарантирующей высокий уровень доверия к возможному совместному проекту», — говорит глава компании. Сотрудничество с Российским экспортным центром СПБЭК начала два года назад, после того как вошла в топ лучших высокотехнологичных компаний России, отобранных Минэкономразвития в рамках проекта «Национальные чемпионы». «Мы были приятно удивлены тем, насколько РЭЦ, как государственная структура, способен в живом диалоге оперативно откликаться на запросы реального бизнеса по экспортной интеграции», — отмечает Александрс Народицкис. В прошлом году благодаря этой поддержке компания провела бизнес-миссию в Чехию, а в нынешнем список должны пополнить Турция, Азербайджан и Вьетнам. Компания планирует существенно расширить свое присутствие в странах Центральной и Восточной Азии, в частности в Монголии, Вьетнаме, Казахстане.
     Кейс 4. Безграничная цифровизация
     Компания «ВИСТ Групп» (входит в ГК «Цифра»), поставляющая информационные системы и оборудование для цифровизации горных предприятий, металлургии и других отраслей промышленности, работает на рынке уже более 30 лет и имеет давний опыт экспортной деятельности. Доля продаж компании за пределами России и СНГ достигает 20%, ее продукция представлена в Марокко, ЮАР, Индонезии, Монголии, Иране, Казахстане, на Украине, в Белоруссии и Вьетнаме, компания имеет сеть зарубежных представительств и филиалов, рассказывает генеральный директор «ВИСТ Групп» Дмитрий Владимиров. Для заключения международных договоров компании пришлось привлекать внешних юридических консультантов. Помехи для высокотехнологичного экспорта создают и внутренние административные барьеры: таможенные ограничения при временном вывозе пробных образцов техники и валютный контроль, говорит Дмитрий Владимиров. «Потребитель практически никогда не выполняет условия контрактов с точки зрения сроков оплаты, а валютное законодательство предполагает большие штрафы за невозврат экспортной выручки. Добросовестный экспортер становится заложником ситуации», — поясняет он. Как ветеран экспортной деятельности, компания одной из первых подписала с РЭЦ соглашение о сотрудничестве. Она активно использует нефинансовые механизмы поддержки для организации переговоров и встреч с потенциальными партнерами, участвует в бизнес-миссиях и заседаниях межправительственных комиссий, а в Беларуси РЭЦ при участии российского торгпредства помог точечно организовать встречу с министром промышленности.
   
РБК

Начало раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»