Rusimpex

Новости ВЭД.

Rusimpex

Конец раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте


Резиновый экспорт. Российские производители готовят новые предложения для мирового рынка каучуков
Резиновый экспорт. Российские производители готовят новые предложения для мирового рынка каучуков
     На мировом и российском рынках предложение синтетических каучуков опережает замедлившийся в последние годы спрос.
     
     Основным фактором этого является торговая война между США и Китаем, в результате которой упали продажи и цена каучуков, и, как следствие ослабление китайского рынка легковых автомобилей, продажи на котором сократились на 6%. Просели продажи автомобилей и в Европе, где регистрация новых машин снизилась на 0,7%. Эксперты объясняют этот факт введением в сентябре 2018 года новой Всемирной гармонизированной методики испытаний для легковых автомобилей (WLTP) с более жесткими требованиями к расходу топлива и вредным выбросам. В целом в четвертом квартале 2018 года мировое производство легковых автомобилей и автотранспортных средств легкой грузоподъемности упало на 4%.
     Ситуация в автомобилестроении отразилась на рынке каучука, применяемого для производства автомобильных шин. В частности, натуральный каучук (к цене которого привязана стоимость синтетического изопренового каучука) подешевел за 2018 год на 17%, а за последние семь лет, с февраля 2011 года, – на 78%. Самый сильный удар пришелся по синтетическому изопреновому каучуку (СКИ) – синтетическому аналогу натурального каучука. Бутадиен, являющийся основным сырьем для производства бутадиенового каучука, потерял в цене от 7% до 9%. При этом падение происходит на фоне роста цен – в среднем, на 31% – на нефть, основное сырье для синтетического каучука. Разнонаправленная динамика стоимости углеводородов и цен каучука привела к тому, что в последние 40 лет в мире закрылось 10 предприятий по выпуску синтетического изопренового каучука, в том числе два крупных предприятия в РФ. Действующие предприятия включились в ожесточенную конкурентную борьбу на издержках, поставив в приоритет оптимизацию производственных затрат.
     Так, в ПАО «Нижнекамскнефтехим» были реализованы три крупных инвестиционных проекта по модернизации мощностей по получению формальдегида, изобутилена и изопрена, участвующих в сырьевой цепочке выпуска СКИ на общую сумму 32 млрд рублей. В дополнение к этому для дальнейшего снижения затрат «Нижнекамскнефтехим» запланировал проект по созданию собственного производства метанола, также участвующего в сырьевой цепочке получения синтетического изопренового каучука. Инвестиции в него должны составить свыше 30 млрд руб.
     В России отмечается устойчивая тенденция постепенного замещения каучука СКИ натуральным каучуком. Если в 2004 году объем потребления натурального каучука в РФ составлял всего около 30 тыс. тонн, то в 2017 году он достиг 110 тыс. тонн, то есть увеличился более чем в 3,5 раза. В то же время потребление каучука СКИ в стране снизилось с 240 тыс. тонн до 132 тыс. тонн, то есть на 45%. Отчасти это связано с приходом на российский рынок зарубежных шинных компаний, ориентированных на использование преимущественно натурального каучука. Но при этом наблюдается тенденция увеличения применения натурального каучука и некоторыми отечественными переработчиками.
     Сегодня в России ежегодно выпускается 1,4 млн тонн разных видов синтетического каучука, а потребляется всего 0,4 млн тонн. Практически все действующие в России заводы СК были построены еще во времена СССР с большими мощностями: в те времена страна была отрезана от зарубежных рынков, и для оборонной промышленности требовалась собственная мощная производственная база СК. Но в нынешних условиях низкой емкости российского рынка, конкуренции с натуральным каучуком, а также с иностранными поставщиками синтетического сырья российские производители СК, чтобы загрузить свои производственные мощности, ищут сбыт за рубежом.
     Российские производители синтетических каучуков вынуждены экспортировать большие объемы, стремясь снизить издержки и сохранить конкурентоспособность, говорят эксперты. Например, «Нижнекамскнефтехим» поставляет на экспорт около 80% выпускаемых каучуков, СИБУР Холдинг экспортирует до 57%, а управляющая компания ТАУ «Нефтехим», которой принадлежат башкирские ОАО «Синтез Каучук» и ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», отгружают на экспорт 63% каучуков.
     В некоторых случаях из-за низкой емкости российского рынка российские производители создают предприятия по производству СК в других странах. Например, СИБУР Холдинг планирует в ближайшее время начать осуществлять производство бутилкаучука на совместном предприятии с индийскими партнерами. А не так давно компания приняла решение освоить на этой же площадке производство галобутилкаучуков.
     При этом производители озадачены тем, чтобы предложить рынку остроактуальные виды каучука. Например, поскольку в ЕС активно работают над снижением уровня шума автомобильных шин, улучшением их сцепления с дорожным покрытием и долговечностью резины, производители синтетического сырья делают ставку на бутадиеновые и бутадиен-стирольные каучуки нового поколения.
     В «Нижнекамскнефтехиме» готовятся к запуску производства СКДН марок 44М1 и 44М2, технология синтеза которых разработана в Научно-технологическом центре (НТЦ) предприятия. Каучук 44М1 – это цис-1,4-полибутадиен с узкой полидисперсностью - находится на стадии коммерциализации. Уже выпущены опытно-промышленные партии, которые были отправлены зарубежным и отечественным потребителям и показали первые положительные результаты испытаний. Так, отмечается уменьшение расхода топлива за счет снижения сопротивления качению, снижению риска разрушения шины при высоких нагрузках, уменьшению теплообразования в шинах, следовательно, увеличивая их долговечность и срок службы. В начале 2019 года будет готова линия для непрерывного производства каучука данной марки, а в следующем году предприятие сможет выйти на выпуск всего запланированного объема.
     Кроме этого, с 2017 года в НТЦ ведется разработка новых марок бутадиен-стирольных каучуков – ДССК 621 и ДССК 628 – с высоким содержанием винильных звеньев и наличием функциональных групп, также обеспечивающих высокие потребительские качества шин. В перспективе может появиться и бутадиеновый каучук подобного состава и структуры – СКД 777, образцы доступны для тестирования.
     В свою очередь, в СИБУР Холдинг постепенно осваиваются новые марки каучуков ДССК, СКД-НД и СКС, а ОАО «Синтез-Каучук» работает над новым поколением изопреновых каучуков с высоким содержанием цис-1,4-звеньев.
     Как мы видим, рынок каучука претерпевает существенные колебания, российские производители подстраиваются под актуальные мировые тенденции спроса потребителей, разрабатывая новые марки синтетических каучуков и заменяя ими существующие на рынке виды.
   
КоммерсантЪ

Начало раздела На предыдущий уровень Новости ВЭД Карта сайта Реклама на сайте
Copyright © 2000    Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций «INTRADE»