Добро пожаловать на сайт www.dangerous-goods.ru
Карта сайта Главная страница ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ.
Действия при авариях.
Предыдущий уровень Вниз

[Правила перевозок]  [Лицензирование]  [Сертификация]  [Документация]  [Маркировка]
[Дополнительное оборудование]  [Погрузка - выгрузка]  [Организация движения]
[Требования к подвижному составу]  [Ответственность]  [
Действия при авариях]  [Подготовка кадров]

ДЕЙСТВИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ИНЦИДЕНТАХ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Опасные грузы - это вещества и изделия, которые при перевозке на воздушных судах, при погрузочно-разгрузочных работах или хранении способны, в силу своих физико-химических свойств, создавать значительную угрозу для жизни и здоровья людей, безопасности полета и сохранности имущества, а также быть причиной гибели или заболевания животных.

В понятие инцидент с опасными грузами входит событие, связанное с их перевозкой, которое может произойти при проявлений опасных свойств на земле или в воздухе и которое приводит к телесному повреждению людей, нанесению ущерба имуществу, пожару, просыпке, утечке, радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта и быть причиной неисправности перевозки, вплоть до авиационного происшествия.

Для предотвращения возникновения инцидентов при воздушных перевозках опасных грузов должны обязательно выполняться все требования, изложенные в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Документ ИКАО 9284-АМ/9В5) и в документах федеральной авиационной службы России регулирующих перевозки опасных грузов.

Инструкция составлена на основе документа ИКАО 9481-АМ/926 "Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах и предназначена для обязательного выполнения всем персоналом воздушного транспорта, связанного с перевозками опасных грузов.

2. ДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

2.1. При предъявлении опасного груза к воздушной перевозке необходимо:

2.1.1. Убедиться, что данное вещество или изделие включено в Перечень опасных грузов Технических Инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Перечни периодически, раз в два года, обновляются. Однако практически не представляется возможным включить в него абсолютно все предлагаемые к перевозке опасные изделия или вещества. Поэтому, по концепции безопасности перевозок, для выбора в качестве надлежащего отгрузочного наименования в Перечень включены общие наименования для характерных групп опасных грузов или "не указанных конкретно" (НУК).

В зависимости от свойств груза требуется совместно с грузоотправителем установить общее наименование или НУК, которое характеризует данный опасный груз.

2.1.2. Не допускать к перевозке опасные грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах, т.е. никакое должностное лицо или организация не могут требовать принять или перевозить такие грузы. В Технических инструкциях ИКАО перечислено около 250 наименований веществ и изделий, запрещенных к воздушной перевозке при любых обстоятельствах.

2.1.3. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов Технических инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, как разрешенные для перевозки на грузовых или пассажирских воздушных судах.

2.1.4. Допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах только те опасные грузы, которые .разрешено перевозить на пассажирских воздушных судах.

2.1.5. Не допускать к перевозке на пассажирских воздушных судах опасные грузы, перевозка который разрешена только на грузовых воздушных судах.

2.1.6. Не принимать к перевозке опасные грузы, в упаковке которых превышена максимальная масса или объём нетто на одну упаковку, установленные в Перечне для каждого конкретного опасного груза.

2.1.7. Убедиться, что упаковочный комплект предъявленного опасного груза перед использованием был подвергнут испытаниям согласно требованиям Технических инструкций ИКАО.

2.1.8. Допускать к перевозке только те опасные грузы, которые упакованы в соответствии с инструкциями по упаковыванию, указанными в Технических инструкциях ИКАО.

2.1.9. Убедиться, что каждое отдельной место с опасными грузами промаркировано специальной и транспортной маркировкой, а также знаками опасности.

2.1.10. Обратить внимание на требования по обращению с опасными грузами (способы обработки, допустимые температуры, давления, влажность, вибрацию, а также вертикальность, штабелирование и т.п.) и организовать выполнение этих требований при погрузочно-разгрузочных работах, хранений и в период транспортирования.

2.1.11. Наряду с оформлением основной перевозочной документацией заполнить контрольную карту (чек лист). Приложение 1.

2.1.12. При оформлении перевозочной документации обратить внимание на достаточность сообщаемых грузоотправителем сведений о необходимых особых видах обработки и информации о действиях в случаях аварийной обстановки в т.ч. о мерах предосторожности при погрузке и выгрузке, способах ликвидации россыпи или утечки содержимого из упаковки, рекомендуемых и запрещенных огнегасящих средств, индивидуальных средствах защиты. В случаях недостаточности штатных средств воздушного транспорта, потребовать у грузоотправителя предоставить необходимые противопожарные, индивидуальны средства защиты и крепежные приспособления (материалы).

2.1.13. При наличии специалиста от грузоотправителя сопровождающего опасный груз во время транспортировки, проинструктировать его о правах и обязанностях при воздушной перевозке, использовать его опыт при обработке опасных грузов в аэропорту и сообщить экипажу воздушного судна о его наличии.

2.1.14. Выдать экипажу лист Информации (уведомления) командиру корабля об опасных грузах, заполненный на данный рейс в т.ч. с указанием кода практического действия при инциденте с опасным грузом во время полета. Приложение 2.

2.1.15. Стремиться получить от грузоотправителей аварийную карточку о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов с конкретным опасным грузом при воздушной перевозке. Рекомендовать грузоотправителям (изготовителям) опасных грузов разработку аварийных карточек совместно со специалистами научных институтов гражданской авиации на основе типовой структуры аварийных карточек разработанных Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации.

2.2. При погрузочно-разгрузочных работах необходимо:

2.2.1. Соблюдать все меры предосторожности обращения с опасными грузами, изложенные в документах федеральной авиационной службы России, регулирующих воздушные перевозки опасных грузов.

2.2.2. При погрузке в воздушное судно не допускать совместное размещение несовместимых по своим свойствам опасные грузы.

2.2.3. Загружать опасные грузы только в те грузовые и багажно-грузовые помещения воздушных судов, которые могут быть использованы для перевозок опасных грузов.

2.3. Действия при инцидентах с опасными грузами на земле. В случаях инцидентов с опасными грузами, необходимо:

2.3.1. Удалить, если имеются, посторонних лиц с места инцидента, изолировать опасный участок и запретить вход.

2.3.2. При пожаре срочно вызвать пожарную команду и организовать тушение пожара.

2.3.3. При поражении людей, вызвать скорую медицинскую помощь и до её прибытия оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

2.3.4. Вызвать специалистов по данному изделию или веществу (через грузоотправителя, грузополучателя или местную аналогичную организацию) для принятия мер по ликвидации последствий инцидента.

2.3.5. Организовать отбуксировку воздушного судна и/или наземного транспортного средства от места инцидента, если это можно сделать без риска.

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ. БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

3.1. Перед вылетом необходимо:

3.1.1. Убедиться о выполнении мероприятий по готовности воздушного судна к перевозкам опасных грузов.

3.1.2. По сопроводительной перевозочной документация и Информации командиру корабле об опасных грузах ознакомиться со свойствами опасных грузов и мерами предосторожности при перевозке, а также практическим действиям в полете на борту при инцидентах, указанных в таблице "Практические действия в аварийной обстановке на борту воздушного судна' и аварийной карточке, если она имеется. Особое внимание обратить на код практического действия при инциденте с опасным грузом, сообщаемого в Информации командиру корабля об опасных грузах.

3.1.3. Не допускать прием опасных грузов на борт воздушного судна с признаками неисправности упаковки и без установленной маркировки.

3.1.4. Проверить правильность размещения в воздушном судне и надежность крепления мест с опасными грузами.

3.1.5. Обратить внимание на возможность доступа к местам с опасными грузами, требующим наблюдения за ними во время полета. К таким местам относятся места с опасными грузами 1-го,2-го,3-го (кроме мест III группы упаковывания, не характеризующиеся дополнительными видами опасности), 4-го, 5-го и 8-го классов опасности, снабженных знаком "Только на грузовом воздушном судне".

3.1.6. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, провести с ними инструктаж о взаимодействиях.

3.1.7. При снаряжении воздушного судна дополнительными противопожарными, индивидуальными средствами защиты и аварийным комплектом, проверить удобство их размещения для использования в случаях инцидентов с опасными грузами в полете. Типовой аварийный комплект должен, как минимум, содержать длинные резиновые перчатки, большие полиэтиленовые мешки хорошего качества, впитывающий промокательный материал и жгуты для завязки мешков.

3.2. В полете необходимо:

3.2.1. Проводить периодическое наблюдение за состоянием перевозимых опасных грузов.

3.2.3. В необходимых случаях информировать органы управления воздушным движением об условиях полета и состоянием находящихся на борту воздушного судна опасных грузов.

3.2.3. При наличии на борту лиц, сопровождающих опасный груз, поддерживать с ним связь.

3.2.4. Предусматривать возможность выполнения посадки в максимально короткие сроки.

3.2.5. Кислородные маски и регуляторы подачи кислорода подключить и установить в положение, обеспечивающее подачу 100-процентного кислорода.

3.3. Действия при инциденте с опасными грузами.

В случаях инцидентов с опасными грузами, экипаж воздушного судна должен действовать в соответствии с Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) данного типа воздушного судна.

3.3.1. Приступить, если это необходимо, по согласованию с органом УВД, к экстренному снижению до безопасной высоты и предусмотреть посадку в максимально короткие сроки.

3.3.2. Включить сигнал бедствия и сообщить органам УВД об инциденте, о предполагаемой причине и характере перевозимого опасного груза.

3.3.3. Включить световое табло "Не курить. Пристегнуть привязные ремни".

3.3.4. Выключить второстепенное электрооборудование.

3.3.5. Установить и поддерживать максимальный расход воздуха в системе кондиционирования,

3.3.6. При необходимости надеть дымозащитные маски и использовать на питание 100-процентный кислород.

3.3.7. По информации командиру корабля об опасных грузах определить кодовое обозначение практического действия с данный опасным грузом в аварийной обстановке. Кодовое обозначение практического действия может быть установлено с помощью алфавитного или порядкового перечня опасных грузов с использованием надлежащего отгрузочного наименования или номера по списку ООН, если перечень имеется на борту воздушного судна или сообщен органом УВД или информационно-справочным бюро по опасным грузам.

3.3.8. Определить источник и причину инцидента и приступить к его ликвидации.

3.3.9. Для устранения инцидента использовать инструкции, содержащиеся в таблице практических действий в аварийной обстановке на борту воздушного судна. Приложение 3. Кодовое обозначение практического действия состоит из числа от 1 до 10 с добавлением одной или нескольких букв. Номеру практического действия соответствует строка, содержащая информацию относительно опасности, связанной с данным опасным грузом, а также инструктивные указания о соответствующих действиях, которые следует предпринять. Буквенный код указывает на другие возможные виды опасности, связанные с данным опасным грузом. Если к сопроводительной перевозочной документации приложена аварийная карточка о действиях при инцидентах с данным опасным грузом следует использовать её рекомендации по ликвидации инцидента.

3.3.10. При получении от органа УВД дополнительной информации о действиях при инциденте и его ликвидации с данным опасным грузом, использовать эти рекомендации.

3.3.11. При наличии лиц, сопровождающих опасный груз, использовать их опыт и знания для ликвидации инцидента.

3.3.12. В случае пожара, использовать имеющиеся огнегасящие средства и стандартные правила борьбы с пожаром.

3.3.13. Если позволяет обстановка, информировать орган УВД о состоянии опасного груза. Если всю информацию передать не представляется возможным, следует сообщить наиболее важные для конкретных обстоятельств данные.

3.3.14. Обеспечить контроль физического состояния пассажиров. Не допускать возникновения паники.

3.3.15. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами, в пассажирском салоне бортпроводники должны:

- уведомить командира корабля;

- выявить предмет или вещество, являющиеся причиной инцидента. В случае пожара:

- использовать стандартные процедуры тушения пожара, но перед этим выяснить возможность использования воды. В случае просыпки или утечки:

- подготовить аварийный комплект или другие пригодные для сбора просыпки или утечки предметы;

- надеть на руки резиновые перчатки или полиэтиленовые пакеты, противодымную маску — портативный кислородный прибор и накидку ;

- переместить пассажиров из пораженной зоны и раздать им увлажненные полотенца или куски ткани;

поместить просыпавшееся или вытекшее опасное вещество в полиэтиленовые мешки;

- убрать полиэтиленовые мешки на временное хранение;

- с загрязненными сидениями кресел, чехлами следует обращаться как с опасным предметом;

- накрыть место просыпки (утечки) подходящим для этого материалом (мешками, пакетами и т.п.);

- периодически осматривать места хранения и загрязнения;

- доложить о принятых мерах командиру корабля.

3.3.16. В случае инцидентов, связанных с опасными грузами в грузовом помещении грузового воздушного судна борт-операторы выполняют аналогичные процедуры указанные в пункте 3.3.14. и действуют по указанию командира корабля.

После посадки воздушного судна.

3.3.17. Произвести высадку пассажиров и членов экипажа до открытия каких-либо дверей (люков) грузовых или багажно-грузовых помещений.

3.3.18. Уведомить наземный персонал, аварийно-спасательные службы о характере опасного груза и месте его нахождения.

3.3.19. Сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания воздушного судна.

4. ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ ДВИЖЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

4.1. При организации перевозок опасных грузов:

4.1.1. По получению от службы организации перевозок информации о загрузке опасных грузов в воздушное судно, произвести об этом запись в соответствующем журнале.

4.1.2. В Табеле сообщений о воздушном движении судна при перевозке опасных грузов устанавливается специальный индекс "ОГ".

4.1.3. Передавать информацию о движении воздушного суда с опасными грузами от моменту его взлета из аэропорта отправления до момента прибытия в аэропорт назначения, согласно технологии работы диспетчера соответствующего диспетчерского пункта.

4.2. Действия при инциденте с опасными грузами. Получив информацию об инциденте с опасным грузом в полете:

4.2.1. При необходимости уточнить у экипажа воздушного судна наименование опасного груза, с которым произошел инцидент и какие принимаются действия по его ликвидации.

4.2.2. Передать информацию об инциденте с опасным грузом, согласно Табелю сообщений о движении воздушного судна.

4.2.3. Срочно сообщить на борт воздушного судна о необходимых действиях по ликвидации (локализации) инцидента с опасным грузом, исходя из рекомендаций службы организации перевозок.

 

Карта сайта Главная страница

ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ.

Предыдущий уровень Вверх

[Автомобильные]  [Железнодорожные]   [Морские]  [Воздушные]  [Речные

Copyright © 2000   
Design&Support   Агентство «INTRADE»